23.12.19

«Платон» и рынок грузоперевозок

За три года использования «Платона» накопился определенный опыт – как положительный, так и отрицательный. Пятая международная конференция «Грузовые автоперевозки: вызовы и возможности» позволила начать обсуждение следующего этапа развития системы в сфере цифровизации грузовых автоперевозок.

Три года тому назад на всех трассах, имеющих федеральное значение, была запущена система «Платон». Ее основной функцией стало обеспечение регулярного ремонта дорог. Для реализации потребовалось взимать за проезд по федеральным дорогам со всех тягачей грузоподъемностью свыше 12 тонн плату. Первоначальный размер тарифа составлял 3,73 рубля за километр. По стране прокатились протестные акции грузоперевозчиков, вынудившие правительство понизить планку до 1,53 руб. Но это уже не устроило по уровню сборов инициаторов введения системы «Платон», и весной 2018 года ставки повысились до 1,9 руб./км.

Антон Замков, являющийся генеральным директором ООО «РТИТС» – компании-оператора «Платона», подчеркнул, что внедренная система нацелена на выведение из тени «серых» грузоперевозчиков, повышая прозрачность рынка и поставляя государству юридически значимую информацию о состоянии автодорожной области. Переход на цифровую систему позволил получать фактические данные, ведя статистику действующих автоперевозчиков страны, накапливая массив информации о загруженности трасс и плотности движения.

Сами грузоперевозчики, участвующие в конференции, согласились, что реальные данные о положении дел в транспортной отрасли ведут к прозрачности рынка и созданию равных конкурентных условий для всех его участников. По словам Валерия Алексеева, вице-президента РАС, необходимость принятия решений по цифровизации отрасли и нормативно-правовых актов должно опираться на статистические данные движения большегрузов. Альтернативы «Платону» нет, так как это единственная в стране система, которая уже справляется с возложенной на нее функцией.

Статистика системы «Платон» на сегодня такова – зарегистрировано 520 000 грузоперевозчиков в России, из них: физические лица – 68%, индивидуальные предприниматели – 10%, юридические лица – 22%.

Система «Платон»: расходы и доходы на примере ИП

Итоги трех лет

Грузоперевозчики отмечают итоги трехлетней работы «Платона»:

1) автоматическая фиксация правонарушений на трассах;

2) Ространснадзор назначает штрафные санкции (с лета 2018);

3) в системе зарегистрирован миллионный грузовик;

4) за счет средств в рамках «Платона» введены в эксплуатацию новые мосты.

На сегодня в системе зарегистрировано более миллиона единиц транспорта, причем прирост за минувший год ставил почти 180 000 машин. Активно подключаться к системе «Платон» грузоперевозчики начали с середины прошлого лета, после того как контролирующие полномочия перешли к Ространснадзору. Наибольшее число автомобилей зарегистрировалось в Московской, Свердловской, Новосибирской, Челябинской областях и Санкт-Петербурге. В каждом регионе в последний квартал 2018 года прирост составил более 2 000 машин, из которых на долю частных лиц более половины – новички в грузоперевозках.

По статистике Ространснадзора, за полугодие было зафиксировано более полумиллиона требований госсистемы, в результате чего размер штрафов достиг 4 миллиардов рублей. Все полученные от наложения штрафных взысканий средства переведены на счет Федерального дорожного фонда. Предотвращая случаи неуплаты штрафов как российскими, так и иностранными перевозчиками, налажено сотрудничество с таможенными и судебными службами. Наибольшее число нарушителей правил «Платона» зафиксировано на территории Московской, Новосибирской, Свердловской областях, в Санкт-Петербурге и в Башкортостане.

В.Трунаев, возглавляющий Сибирскую ассоциацию автоперевозчиков, считает, что система «Платон» направлена на поддержание законопослушных перевозчиков. Ространснадзор сумел существенно сократить число компаний-нарушителей, избегающих регистрации. Преимущества должны быть всецело на стороне честных предпринимателей, создавая для всех участников рынка равные условия.

Программа «Плата за тонны» позволяет произвести оплату каждого километра дороги. Причем, грузоперевозчики уже несколько раз направляли в Минтранс конструктивные предложения, в том числе:

- отменить ограничение на количество выписанных в течение суток штрафов, т.к. это позволяет, «выбрав» лимит, продолжать нарушать дальше;

- отказаться от использования маршрутных карт, оставив их лишь для случаев отказа бортового оборудования и обязав иметь их лишь перевозчиков госструктур и иностранных компаний.

В 2019 году крупногабаритный транспорт, работающий на федеральных трассах, может вносить плату за проезд по маршрутным картам или установив специальное оборудование, автоматически передающее информацию о маршруте. Для российских перевозчиков выдача приборов бесплатна – их уже получили более 850 000 предпринимателей.

«Платон» платит за строительство и ремонт

Все средства, собранные за счет внедрения системы «Платон», идут в Дорожный фонд Российской Федерации, откуда перераспределяются на строительство и поддержание в порядке дорожного полотна. За три года удалось собрать порядка 60 млрд. рублей. Увеличение массы денежных поступлений во многом вызвано возросшим числом перевозчиков, прошедших регистрацию в системе, и ужесточением контроля нарушений на дорогах. Поступившие средства распределяются правительством между наиболее нуждающимися областями, таким образом решая дорожные вопросы по степени их насущности.

На что потрачены средства «Платона» за 2016-2018 годы

Ремонт и строительство по стране в настоящий момент охватывает 30 мостов и 2 тысячи километров асфальтового полотна. Больше всего средств одномоментно пришлось выделить на строительство Борского моста в Нижнем Новгороде – стройка обошлась бюджету в 3,6 млрд. рублей. По 1,5 миллиарда «съели» Ворошиловский мост в Ростове-на-Дону и Затонский мост в Уфе. В ближайших планах планируется возведение переправы через Волгу на севере Московской области, а также завершение строительства Фрунзенского моста в Самаре, являющегося крупным гидротехническим объектом.

В Краснодарском крае, по наблюдению губернатора Вениамина Кондратьева, запуск нового моста на территории Белореченского района существенно разгрузил и сделал более безопасной дорогу к побережью Черного моря. Пропускная суточная способность переправы способна пропустить через себя без толкучки и пробок около 10 000 машин – они могут легко теперь добраться до трассы М4 «Дон». Прежний мост давно был признан аварийным, изношенность конструкции ставила под сомнение вообще возможность его дальнейшего использования. Новая переправа была разработана с учетом роста транспортного потока, для удобства водителей и пассажиров предусмотрели систему искусственного освещения, дорожки для пешеходов. Финансирование проходило под эгидой «Платона», что свидетельствует о том, что система имеет важное практическое значение для создания удобных маршрутов.

Перевозчики самостоятельно определяют, какие дороги подлежат первостепенному ремонту. С этой целью на портале Дорожной инспекции ОНФ (раздел «Для грузовиков») запущен специальный сервис «Карта убитых дорог». После несложной процедуры регистрации на сайте, с подтверждением пользователем своего статуса водителя большегруза, каждый может внести свою лепту в составление перечня самых плохих дорог, остро нуждающихся в реконструкции. Запуск сервиса с одновременным одобрением Минтранса подобной инициативы сделал «Карту» по-настоящему действенной. Ведь перевозчики, оплачивая свои перемещения по федеральным трассам, должны самостоятельно принимать решения о том, какие дороги нуждаются в первоочередном ремонте. На портале можно отследить и перемещения финансов, выделенных на строительство.

Изначально система «Платон» формировалась таким образом, чтобы в процессе эксплуатации выстраивалось четкое взаимодействие с системой налогообложения. Органы контроля ФНС благодаря цифровизации получают максимум информации обо всех движениях грузов. Имеют прямой доступ к системе и другие структуры – ГИБДД, МВД, таможня.

Эксперты почти единодушно заявляют, что за счет внедрения на дорогах страны «Платона» удалось легализовать часть «серых» грузоперевозчиков, подтолкнув их принять правила, вводимые государством. Это сделало рынок более прозрачным, безопасным для всех потенциальных клиентов. К сожалению, отправители груза не всегда требуют подтверждения регистрации перевозчика в системе. Этот вопрос во многом – прерогатива требовательных и педантичных клиентов, предпочитающих работать по букве закона. Проводя комплексную оценку возможностей «Платона», аналитики утверждают, что дальнейший путь развития контролирующей системы заключен во все большем проникновении информационных технологий в жизнь.

Система уже давно перестала быть простым инструментов для сбора средств с большегрузного транспорта за проезд по федеральным дорогам. Настоящее «Платона» – сращивание с транспортной инфраструктурой страны, когда цифровая платформа предполагает использование собранной информации для реализации разнообразных сервисов и проектов на государственном уровне. В качестве примера можно привести работу в преддверии ЧМ-2018, когда в течение недели было установлено в автобусы для перевозки иностранных туристов не менее 1 500 бортовых приборов, значительно повысивших безопасность движения. Любая нештатная ситуация на дороге или в салоне позволяла одним нажатием водителем аварийной кнопки передать информацию о случившемся в специальные службы. При этом местоположение транспорта определялось автоматически спутниковой навигацией.

Временами на российских дорогах происходят крупные аварии, иногда – с участием общественного пассажирского транспорта. После ДТП в Тверской области при участии автобуса и маршрутного такси, унесшего жизни 13 человек, Минтранс ужесточил требования безопасности. Было решено оборудовать рейсовые автобусы с различным числом посадочных мест мониторинговой бортовой аппаратурой. За счет такого переоборудования ТС можно будет в считанные секунды определить местонахождение любого перевозчика, контролируя все регистрационные процессы и наказывая за пренебрежение правилами безопасности.

Учитывая, что система «Платон» изначально отталкивалась от общей массы транспортных средств, она и положена в основу оборудования в 2020 году на федеральных трассах 387 контрольных весовых пунктов. Четверть новых «точек контроля» будет приходиться на уже имеющиеся в системе проходные рамки. Сами перевозчики не возражают, всецело ратуя за продление времени эксплуатации дорог, что повысит в целом безопасность.

Возможность интеграции «Платона» с весогабаритным контролем сбережет для государства средства из бюджета. В результате дорожное полотно будет более защищено от разрушительного воздействия тяжелого транспорта, а срок эксплуатации – возрастет.

Основой модернизации системы являются требования частных предпринимателей и компаний, которые осуществляют грузоперевозки в рамках России. Против весового дорожного контроля выступают лишь те перевозчики, которым важно обойти законодательно установленные нормы. Законопослушные перевозчики считают АСВГК удобной и прозрачной системой, нацеленной на повышение качества дорожного полотна и продления срока его службы.

Каплей дегтя в бочку меда можно считать прошлогоднюю забастовку на юге России, сорвавшую отгрузку зерна в объеме 4% месячных поставок на экспорт. Бастующие даже отправляли открытое письмо Президенту РФ, жалуясь на кризис в сфере грузоперевозок. Отправители груза вынуждали водителей существенно перегружать автомобили при крайне низких тарифах на перевозку. Зерноперевозчики всегда возили груз с большим, почти двойным перевесом. Автоматизированная система взвешивания не позволит строить на этом бизнес, заставляя отрасль работать в прозрачном режиме. Чтобы трассы были в сохранности, для тех же перевозок зерна придется задействовать вдвое больше машин, оплачивая труд водителя, и одновременно оплатить амортизацию дороги.

Использование «Платона» постепенно, шаг за шагом, но все-таки выводит рынок грузоперевозок из тени.

Транслер