27.05.22

По китайскому железному пути

В Ульяновской области ждут регулярный реверсный контейнерный поезд из Китая.

Проект регулярного реверсного контейнерного поезда из Китая в Ульяновск и обратно реализуется в Ульяновской области. Первый поезд отправится в Россию уже в июне. Раз в два месяца он будет перевозить из Китая оборудование и товары, необходимые для ульяновских предприятий, а в Китай — продукцию агропромышленного комплекса. Фактически правительство региона вернулось к проекту, который планировался на территории Особой портовой экономической зоны «Ульяновск» еще с 2016 года. Участники логистического рынка и эксперты полагают, что проект будет востребован, однако прежде необходимо решить вопросы хранения грузов и финансирования инфраструктуры.

В минувший вторник на заседании штаба по комплексному развитию региона первый зампред правительства Ульяновской области Марина Алексеева, докладывая о реализации нацпроекта «Международная кооперация и экспорт», сообщила о реализации в регионе проекта регулярного грузового сообщения в виде реверсного контейнерного поезда из Китая в Ульяновск и обратно.

Как отметила госпожа Алексеева, сегодня Китай для Ульяновской области — один из приоритетных торговых партнеров наряду с Узбекистаном, Казахстаном и Вьетнамом и «основной упор в торговых отношениях с Китаем планируется делать на загрузку реверсного контейнерного поезда», поскольку в создавшихся экономических и политических условиях «фактически отсутствует логистика морем», «китайские порты перегружены», а «компания „Трансконтейнер“ пострадала из-за ухода зарубежного собственника контейнеров».

Ранее губернатор Ульяновской области Алексей Русских на заседании штаба уже отмечал, что «одна из важных задач» облправительства сегодня — «решить логистические проблемы ульяновских предприятий с поставками сырья, комплектующих и оборудования». Тогда же он сообщил, что «для обеспечения их бесперебойной работы в марте запущен новый проект — прямой контейнерный поезд, который будет курсировать между Китаем и Ульяновской областью». Первый поезд, как обещал губернатор, выйдет из Китая 20 июня, логистическим оператором с функцией комплексной доставки «от двери до двери» и услугами таможенного оформления для ульяновских компаний выступит АО «Портовая особая экономическая зона „Ульяновск“» (ПОЭЗ «Ульяновск»).

По данным Корпорации развития Ульяновской области (АО КРУО, 100% в собственности региона, занимается привлечением инвестиций, основной акционер ПОЭЗ), планируется, что состав будет прибывать в Ульяновск один раз в два месяца. Для местных предпринимателей будет организована доставка «практически по себестоимости», точка консолидации грузов в Китае — станция Чэнду в провинции Сычуань. В Ульяновск груз будет приходить на станцию «Ульяновск3» и дальше отправляться поставщикам. В КРУО отмечают, что проект «позволит значительно сократить срок доставки товаров», время нахождения контейнерного поезда в пути — от 14 до 20 дней, в то время как среднее время доставки другими путями — 2–3 месяца. На сегодня, по данным КРУО, потребность бизнеса региона составляет 50 сорокафутовых контейнеров. Из Китая в июньском поезде будут доставлены станки различного назначения, автокомпоненты, электроника. В свою очередь, по словам Марины Алексеевой, Китай заинтересован в поставках из Ульяновской области продукции АПК — зерна, кукурузы, куриного мяса, свинины, муки, подсолнечного и рапсового масла.

Источник «Ъ», знакомый с проектом, пояснил, что частота отправок поезда со временем «может быть увеличена — все зависит от объема спроса», какие есть технические ограничения, пока неизвестно, такие расчеты пока не проводили. Разгрузка, по словам собеседника, пока будет осуществляться непосредственно на станции «Ульяновск3» с хранением на складах заказчиков, там же, на станции, предполагается и таможенное оформление, «хотя в перспективе планируется создание специализированного терминала на территории ПОЭЗ».

Проект прямого реверсного контейнерного поезда «Китай — Ульяновск» имеет давнюю историю. Впервые с таким проектом в 2016 году вышла компания «Терминал Западные ворота» (ООО ТВЗ, была резидентом ПОЭЗ, принадлежит Мухарбеку Аушеву, бывшему вице-президенту компании «Лукойл»). Учитывая, что железнодорожная ветка подходит непосредственно к ПОЭЗ, являющейся свободной таможенной зоной, ТВЗ планировала построить там мультимодальный терминал и обеспечивать как хранение груза на складе компании «Т1» (также принадлежащей господину Аушеву), так и его дальнейшую отправку воздушным, автомобильным и железнодорожным транспортом в другие регионы России, в страны западного зарубежья. Как отмечали в компании, «Мухарбек Аушев фактически уже договорился с РЖД в лице Куйбышевской дороги об их участии в проекте на условии концессии при участии области как гаранта загрузки, однако руководство региона отказалось». Проект не был реализован — через некоторое время у «ТВЗ» и «Т1» испортились отношения с губернатором региона Сергеем Морозовым (правительство региона пыталось через арбитражный суд лишить «Т1» статуса резидента, но иск не был удовлетворен). В 2019 году фактически тот же проект заявила московская компания «Сплав», подавшая заявку на получение статуса резидента ПОЭЗ и пообещавшая построить к 2021 году мощный логистический комплекс в 15 тыс. кв. м с начальными объемами — до 20 сорокафутовых контейнеров из Китая в месяц. Как тогда предполагал гендиректор ПОЭЗ Олег Барабанов, если все сложится удачно, Ульяновская область сможет принимать «до 30 контейнерных поездов в месяц».

Выяснить у господина Барабанова, почему заявленные проекты так и не были реализованы, не удалось в течение дня по своим телефонам гендиректор ПОЭЗ был недоступен.

Первый заместитель гендиректора логистической компании «Т1» Михаил Виноградов считает, что «такие контейнерные поезда в Ульяновск, безусловно, нужны, тем более сейчас, в условиях поворота импорта на Китай», однако замечает, что у него «есть большие сомнения в эффективности и стоимости предлагаемого варианта» из-за отсутствия на станции Ульяновск3 складских мощностей и возможной дополнительной перегрузки на автотранспорт для доставки в ПОЭЗ. «Самый правильный и выгодный для всех вариант — это создание железнодорожного терминала внутри ПОЭЗ, как мы хотели в проекте „ТВЗ“»,— заметил господин Виноградов.

Ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов полагает, что «проект может быть востребован, если будет спрос на разные товары с обеих сторон». Он не исключает, что может быть и интерес компаний из других регионов, если там нет подобных проектов. Он также считает, что для успешности проекта «необходимо решить вопрос с последующим развозом и хранением грузов, когда поезд прибудет в область». «Конечно, необходимо и постоянное финансирование проекта, чтобы не было перебоев в его работе»,— заметил аналитик.

Коммерсантъ