14.04.05

По пути слаборазвитых стран

Данные Госторгинспекции и других контрольных организаций свидетельствуют: бракованный импорт сегодня составляет 50 80 процентов по многим группам товаров народного потребления.

И вот при таком положении по настоянию Минэкономразвития РФ в федеральный закон от 8 декабря 2003 года 164-ФЗ Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности вносится статья 28, предоставляющая право иностранным фирмам выдавать сертификаты и осуществлять предотгрузочную инспекцию качества товаров, поставляемых в Россию.

На практике это означает, что мы даем отмашку иностранным фирмам действовать исключительно в своих интересах практически бесконтрольно.

Кстати, в 80-е годы подобный эксперимент проверки качества импортных товаров за рубежом иностранными фирмами уже ставился. Например, к проверке качества обуви на ряде неблагополучных предприятий Австрии и Италии была подключена международная контрольная организация Сосьете Женераль де сюрвейянс (Швейцария). Однако процент брака обуви с этих предприятий не уменьшился, и с ними пришлось расторгнуть контракты.

Сторонники введения предотгрузочной инспекции товаров утверждают: эта мера является одним из эффективных средств борьбы государства против нелегального импорта. Что ж, это утверждение можно было бы как-то понять и принять, если бы инспекции доверялись какой-либо государственной организации. Но их предлагается проводить силами частных компаний, в том числе иностранных! Выходит, иностранные фирмы будут инспектировать сами себя. При этом все расходы лягут на плечи покупателей товаров. Неужели нашим властям не известно, что опыт подобных программ в ряде слаборазвитых стран уже привел к скандалам из-за коррупции?

Да, проблема недополучения бюджетом таможенных платежей весьма остра. По оценке МВФ, она составляет 6 миллиардов американских долларов. Но в 2004 году государственный бюджет получил по линии таможенной службы поступлений более одного триллиона рублей. А в 2005 году планируется увеличить эти поступления до 1,3 триллиона рублей более 10 миллиардов американских долларов. Возникает вопрос: если таможенная служба России способна решать вышеозначенную проблему, то зачем нам нужна предотгрузочная инспекция?

Соглашение Всемирной торговой организации и Генеральное соглашение о тарифах и торговле по предотгрузочной инспекции в 1986 году было принято по инициативе слаборазвитых и развивающихся стран в целях содействия работе их таможенных органов ввиду слабой оснащенности и имевшей место коррупции. Подобными услугами обязательной инспекции пользуются 39 слаборазвитых и развивающихся стран, не имеющих собственной таможенной инфраструктуры.

В общем приходится констатировать: реализация статьи 28 принесет России очередной экономический, политический и моральный ущерб, приведет к дальнейшему удорожанию стоимости товаров на потребительском рынке, обострит инфляцию в стране, а также расширит поле деятельности для коррупции и мздоимства. И неминуемо возникает вопрос: кому это нужно?

Представляется необходимым срочно переработать статью 28 указанного закона с учетом общенациональных и экономических интересов России. Проверка импортных товаров за рубежом должна проводиться специалистами российских организаций!

Гудок