17.03.10

Почта кивает на таможню

«Почта России» распространила сегодня официальное заявление, в котором объясняет причины задержки доставки международных посылок. По заверениям почтового ведомства, вся международная почта передается таможенным органам для досмотра и оформления в предусмотренные законодательством сроки с момента поступления почтового отправления на территорию России. Прошедшие таможенную обработку отправления в тот же день без задержек отправляются по назначению адресатам.

Таможенная обработка международных почтовых отправлений производится в объектах почтовой связи в рамках зон таможенного контроля – на территории, арендуемой у Почты России таможенными органами. Почта России не может влиять на скорость таможенного оформления международной почты, поскольку этот процесс находится в ведении Федеральной таможенной службы.

Таким образом, виноватыми оказываются таможенники которые не справляются со своевременной обработкой международной корреспонденции. Источники, знакомые с ситуацией, объясняют это, во-первых, почти двухкратным ростом объема международных посылок, а во-вторых, начало работы таможенного союза с его новыми правилами, для выполнения некоторых из которых у таможенной службы пока нет достаточного опыта.

Тем не менее, почта сообщает о том, что совместно с таможенными органами реализует комплекс мер, направленный на ускорение прохождения международных почтовых отправлений. О каких именно мерах идет речь, неизвестно. Однако, по мнению представителей почтового ведомства, для сокращения сроков доставки необходима заинтересованность всех участников данного процесса.

В связи с тем, что таможенное оформление международных почтовых отправлений находится в ведении Федеральной таможенной службы, Почта России еще осенью 2009 года инициировала изменения в нормативно-правовую базу таможенного оформления и контроля международных почтовых отправлений, направив в Федеральную таможенную службу свои предложения по сокращению сроков оформления. Почта России предлагает увеличить перечень мест международного почтового обмена, а также установить конкретные сроки таможенного оформления, в частности не более 2-х дней для письменной корреспонденции.

Для реализации этих инициатив ФГУП «Почта России» осуществила модернизацию ряда мест международного почтового обмена, подготовила производственные площади для открытия новых, разработала логистическую модель перемещения международных почтовых отправлений с целью сокращения сроков их обработки и доставки. Однако эти предложения, уже одобренные Федеральной таможенной службой, в Правила таможенного оформления и таможенного контроля товаров, пересылаемых через таможенную границу Российской Федерации в международных почтовых отправлениях, до сих пор не внесены.

До обновления нормативной базы Почтой России совместно с Федеральной таможенной службой в рабочем порядке проводятся мероприятия для сокращения процесса таможенного оформления отправлений: увеличено число рабочих мест на производственных участках мест международного почтового обмена; часть почты перенаправляется на обработку и таможенное оформление в другие места международного почтового обмена, существующие на территории РФ, разрабатываются направления совершенствования технологии обработки международной почты и логистики ее движения и др. Принимаемые меры направлены на своевременную обработку возросшего объема поступления международной почты и недопущение случаев замедлений.

Снижение оборота розничной торговли в 2009 году, развитие потребительского рынка, а также целенаправленные действия Почты России на рынке дистанционной торговли привели к стремительному развитию данного бизнеса в России. С начала 2010 года наблюдается значительный рост поступления международных почтовых отправлений: по разным категориям отправлений рост в январе-феврале составил от 50 до 90% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Основная часть международных отправлений – это покупки с аукциона eBay и из зарубежных Интернет-магазинов. Развитие платежных систем сделало их доступными каждому: так, например, в любом терминале QIWI можно приобрести предоплаченную карту Visa и использовать ее для оплаты товаров через систему Paypal, являющуюся основной системой расчетов на eBay и в ряде интернет-магазинов. Покупки за рубежом привлекательны не только с точки зрения ассортимента, но и с точки зрения экономической выгоды: зарубежные продавцы как на первичном, так и на вторичном рынках не устанавливают столь высокие нормы прибыли, как российские, поэтому покупка из-за границы даже с учетом доставки стоит значительно дешевле.

С начала этого года доставка товаров из-за рубежа стала происходить намного дольше: если раньше товар доставлялся за 3-4 недели, то теперь этот срок может превышать 2 месяца и более. А по правилам eBay покупатель может пожаловаться на недоставку товара в течение 45 дней – это дает возможность вернуть деньги. Страдает в этом случае продавец, который остается и без денег, и без товара. В этом случае он впредь просто отказывается отправлять товар в Россию. Аналогичная ситуация некоторое время назад сложилась вокруг Италии: в описании многих лотов указывается, что доставка возможна во все страны, кроме Италии, где таможня также слишком долго обрабатывает посылки.

CellNews; 17.03.10