11.01.09

Полный таможенный... досмотр

Минувший год для российской таможни был удачным: все планы выполнены, заявлены новые инфраструктурные проекты и реорганизация. В нынешнем году таможня уже не соберет такого количества денег из-за резкого снижения импорта. Кроме того, нехватка средств может привести к приостановке реализации планов по переносу таможенного оформления к границе.

О том, что в наступившем году с импортом дела будут обстоять куда хуже, чем в прошлом, свидетельствует отсутствие планового задания по сбору платежей, который обычно определяет для Федеральной таможенной службы (ФТС) правительство РФ. Как пояснили «Росбалту» в пресс службе ФТС, «расчеты на будущий год делает министерство финансов исходя из прогнозов цен на нефть и развития импорта», но пока Минфин плановое задание не прислал. Попытки прояснить планы таможенных сборов в финансовом ведомстве тоже не увенчались успехом, а в МЭР посоветовали снова обратиться в ФТС.

Отсутствие четкого задания на 2009 год для российской таможни не удивляет. В конце декабря ФТС традиционно отчиталась о выполнении годового плана. Всего за 2008 год таможня перечислила в госбюджет 4,616 трл руб., перевыполнив план на 5 млрд. Однако в предыдущие годы плановое задание перекрывалось с куда большим размахом и с наименьшими усилиями — благодаря растущему импорту.

Еще в I квартале 2008 года импорт вырос на 46,8%, позволив таможне собрать рекордные 1,4 трлн руб. и перевыполнить план на 37 млрд. Но затем рост замедлился, и уже осенью руководство ФТС признало, что с платежами начались проблемы. В частности, по словам начальника Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ) Михаила Прокофьева, в октябре было зафиксировано снижение импорта промышленного оборудования через СЗТУ на 20%, на 10% — бытовой техники, на 25% — мяса, на 20% снизилось количество автовозов, следующих через финскую границу в Россию с новыми легковыми автомобилями.

Также наблюдается снижение в 2 раза внутреннего таможенного транзита (ВТТ). В конце ноября эстонская таможня зафиксировала значительное снижение транзита грузов в сторону России, а под Новый год не наблюдалось традиционных очередей из грузовиков к пунктам пропуска в Финляндии, Латвии и Эстонии.

Снижение доходов от крупных плательщиков таможенники пытаются компенсировать за счет того, на что раньше могли закрыть глаза. Челноки, регулярно отправляющиеся из Петербурга за товарами в Финляндию, рассказывают, что при въезде в Россию сотрудники таможни теперь тщательно взвешивают все сумки и заставляют доплачивать за перевес (норма ввоза товаров в РФ составляет 50 кг на человека). Раньше таможенники просто осматривали груз и чаще всего не утруждали себя взвешиванием сумок челноков. Крупные грузоперевозчики тоже говорят об усилении таможенного контроля: на границе чаще стали проверять большегрузы при помощи рентгеновских установок.

В целом, ради достижения контрольной цифры в 2008 году таможне пришлось приложить немало усилий. Если импорт в 2009-м сократится еще больше, таможенникам, видимо, придется заглядывать в карманы пешеходов, курсирующих по мосту через реку Нарова между Нарвой и Ивангородом.

Не вселяет оптимизма и инициатива правительства РФ о повышении пошлин на импортные автомобили: рост цен приведет к сокращению объемов поставок, что, в свою очередь, сократит поступления в бюджет.

Из-за снижения доходов руководству ФТС, возможно, придется приостановить реализацию амбициозных проектов, задуманных в 2008 году. Участники внешнеэкономической деятельности в беседе с корреспондентом «Росбалта» предположили, что введение электронного предварительного информирования о грузах со странами ЕС никто не отменит, так как техническая база для этого подготовлена еще до кризиса, а вот перенос таможенного оформления на границы теперь под большим вопросом.

Еще в июле 2008 года заместитель руководителя ФТС Сергей Шохин, выступая перед членами Ассоциации европейского бизнеса, сказал, что таможенное оформление грузов будет осуществляться прямо на погранпереходах. Соответствующая концепция была подготовлена ФТС в сентябре. Чтобы воплотить в жизнь новацию руководства ФТС, необходимо создать на границе мощную инфраструктуру: сети складов временного хранения, стоянки для тысяч грузовиков, нанять сотни тысяч новых таможенников. Докладывая о ходе подготовки концепции премьеру Владимиру Путину, руководитель ФТС Андрей Бельянинов сказал, что в проекте будет предложено поучаствовать бизнесу. «Без крупного бизнеса, без участников внешне-экономической деятельности заинтересованных в развитии такого рода деятельности нам не обойтись», — подчеркнул глава ФТС.

При этом опрошенные «Росбалтом» высокопоставленные сотрудники таможни затруднились назвать сумму, которую планируется потратить на реформу. За чей счет, например, в глухой псковской деревушке Бурачки на границе с Латвией можно построить современные логистические комплексы, склады временного хранения, стоянки для нескольких тысяч грузовиков? Как обеспечить жилье и инфраструктуру для таможенников, которых переселят в эту деревушку для работы? С учетом кризиса эти планы придется отложить до лучших времен.

Тем не менее, несмотря на кризис и падение импорта, в наступившем году таможня останется одной из ведущих бюджетообразующих сфера. Денег станет меньше, но собирать их будут тщательнее. Главное, чтобы государство лишний раз не дергало таможенников и не пыталось запугивать их увеличением показателей по сбору пошлин и наказаниями за невыполнение плана.

Росбалт, 02/01/2009