28.02.06

Попал закон под кодекс

Строители особых экономических зон столкнулись с первыми проблемами

"КРУГЛЫЙ стол" по обмену опытом работ по созданию особых экономических технико-внедренческих зон провели в Санкт-Петербурге представители Томска и Северной столицы. По словам начальника управления перспективного развития Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами Михаила Попова, встреча эта стала первой в ряду подобных межрегиональных совещаний.

Томичи, судя по всему, дальше продвинулись в реализации проекта. Здесь раньше был образован территориальный орган по управлению ОЭЗ. Еще в прошлом году администрация области выделила 20 миллионов рублей на проведение проектно-изыскательских работ. Как заявила заместитель главы администрации Томской области по экономической политике и инвестициям Оксана Козловская, местные власти готовы уже сейчас направить на подготовку проекта средства, чтобы к началу следующего года зона заработала. Естественно, если эти затраты потом зачтут в качестве вклада в финансирование зоны (ТВ ОЭЗ в Томске на 24 процента должна финансироваться из бюджета области). "А то нам сказали, что 20 миллионов в прошлом году мы подарили", - сокрушалась Оксана Витальевна.

Петербуржцы несколько отстают. Здесь формирование территориального органа завершилось буквально на днях. Однако у города на Неве свои плюсы.

Тут, по мнению Михаила Попова, вполне может возникнуть мегазона, включающая в себя ОЭЗ четырех типов: двух уже прописанных в законодательстве (промышленно-производственные и технико-внедренческие) и двух, которые могут появиться в Законе "Об особых экономических зонах в РФ" после рассмотрения Думой поправок (портовые и туристско-рекреационные).

Так что поговорить было о чем. Особенно сибирякам, которые по сути и были инициаторами встречи. Первыми начав реализацию проекта, они первыми же и столкнулись с трудностями, которые вкупе с предложениями по преодолению проблем поспешили представить вниманию коллег.

Интересно, что приоритеты в привлечении резидентов ОЭЗ представители обоих субъектов Федерации обозначили примерно одинаково. По крайней мере Оксана Козловская и вице-губернатор Петербурга Михаил Осеевский в один голос заявили, что локомотивами зон должны стать крупные российские компании, имеющие выход не только на внутренний, но и на внешний рынок, собственные исследовательские центры, способные перевести в особые экономические зоны свой НИОКР (хотя томский вице-губернатор и оговорилась, что без малого бизнеса ОЭЗ работать не смогут). Осеевский выразил даже надежду, что крупные фирмы примут участие в создании инфраструктуры зон. Например, в строительстве офисных зданий не только для себя, но и для других. Как следует из его слов, в Петербурге желающие уже есть. Вот только непонятно, кто (федеральное агентство или местные власти) будет выдавать разрешение на строительство. И как можно будет обеспечить контроль за ценами на офисы в таких зданиях и за предоставлением помещений в первую очередь резидентам. Именно последнее послужило причиной того, что томичи от идеи привлечения частного капитала в строительство инфраструктуры отказались.

- У нас есть один желающий построить 10 тысяч квадратных метров офисных помещений. Вот только он сам займет не более 40 процентов, а остальные будет сдавать. Кому? Скорее всего нерезидентам. А зачем нам в ОЭЗ это надо? - поинтересовалась Козловская. Так что сибиряки все будет делать на бюджетные деньги.

Но вопрос, кто будет строить, показался мелочью на фоне другого: пойдут ли вообще крупные компании в особые экономические внедренческие зоны? Его довольно резко поставил на совещании генеральный директор одного из крупнейших предприятий нефтехимической отрасли, претендующих на роль такого локомотива в томской ОЭЗ, Леонид Резников. По его словам, в технико-внедренческой зоне продукцию выгодно производить только иностранным компаниям, работающим на экспорт. И совершенно невыгодно российским, ориентированным на внутренний рынок. Поскольку граница особой экономической зоны становится для ввозимых и вывозимых из нее товаров подобием государственной границы России с ее таможенным режимом.

- Дело в том, что в части 3 статьи 2 Таможенного кодекса Российской Федерации установлено: товары, помещенные на территории особых экономических зон, рассматриваются как находящиеся вне территории Российской Федерации для целей применения таможенных пошлин, налогов, а также запретов и ограничений экономического характера, установленных законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, - пояснил Резников. - Согласно части 8 статьи 37 Федерального закона "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" территория ОЭЗ также является зоной таможенного контроля. Соответственно, движение товаров внутрь и вовне особой зоны оказывается затрудненным по сравнению с работой вне зоны. Кроме того, отсутствие четкого определения формы и порядка выдачи разрешений на ввоз и вывоз товара (например, таких, как в статье 180 ТК РФ) делает реальным наличие у таможенных органов возможности произвольно устанавливать порядок и сроки выдачи разрешений, а также необоснованно отказывать в выдаче или затягивать сроки. Оказавшись перед реальной возможностью в ближайшем будущем столкнуться с таможенными проблемами при работе внутри страны, томские предприниматели разработали ряд поправок к закону об особых зонах (в основном к статье 37) и другим нормативным актам. Главный смысл их - сохранить режим таможенной зоны только для иностранных товаров. А для российских - установить общий порядок налогообложения операций, проводимых резидентами ОЭЗ по аналогии с особой экономической зоной Калининградской области.

Томская таможня уже дала на эти предложения отрицательное заключение.

По мнению таможенников, потенциальным резидентам экономических зон жаловаться не на что, поскольку "помещение под таможенный режим свободной таможенной зоны российских товаров применительно к условиям режима экспорта предполагает возврат НДС или обложение НДС по ставке 0 процентов". Стало быть, от введения таможенного режима предприятие-резидент ничего не теряет и даже выигрывает, получив льготу по налогу на добавленную стоимость.

- Предусмотренный действующим законодательством порядок возврата НДС или налогообложение по налоговой ставке 0 процентов операций с российскими товарами установлен исключительно для лиц, осуществляющих реализацию указанных товаров резидентам особых экономических зон. При вывозе российского товара с территории особой экономической зоны или его реализации нерезиденту резидент особой экономической зоны обязан уплатить НДС по установленной ставке, - возражает Резников. Таким образом, реальных льгот по таможенным пошлинам и НДС лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в особой экономической зоне, не получают.

Выход из ситуации, по мнению сибиряков, предусмотрен уже в самих действующих законах. Как в части 3 статьи 2, так и в части 4 статьи 362 Таможенного кодекса Российской Федерации написано, что указанные в них режимы действуют "за исключением случаев, определяемых Таможенным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами". Стало быть, можно внести изменения в закон об особых зонах, и не придется ничего менять в Таможенном кодексе.

Еще одним разделом закона, делающим работу в рамках его малоприемлемой для крупных фирм, томские предприниматели считают часть 4 статьи 10 закона, предусматривающую, что резидент особой экономической зоны не вправе иметь филиалы и представительства за пределами территории ОЭЗ. Правда, на это возражение тут же ответил Михаил Попов, приведя пример "Боинг", который уже объявил, что создаст в России свое технико-внедренческое предприятие для размещения его в Дубне. Просто нужно зарегистрировать новую фирму, а потом заключить с ней договоры - и преграда обойдена. Правда, тогда не совсем ясно, зачем подобное ограничение вообще нужно было вводить.

Предложения сибиряков были переданы представителю федерального агентства. Насколько они окажутся приемлемы, покажет будущее. А пока четко выявляется одна закономерность: люди, берущиеся реализовывать проекты создания ОЭЗ на практике, не хотят, чтобы особые экономические зоны стали территориями для иностранных компаний. Как сказала Оксана Козловская, "особые экономические зоны не должны стать территориями для преимущественного использования иностранными фирмами дешевой российской рабочей силы".

Юрий Звягин

"РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА" САНКТ-ПЕТЕРБУРГ