07.11.17

Пора готовиться к жизни по Кодексу

Законопроект о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза (ЕАЭС), внесенный Президентом РФ в Государственную думу, проходит согласование в ее 15 комитетах. Об этом сообщил председатель Комитета Госдумы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Леонид Калашников. ТК ЕАЭС также рассматривают парламентарии Казахстана и Беларуси. В Армении и Киргизии к процедуре готовятся.

Как пояснил депутат, Кодекс должен обеспечить единое таможенное регулирование на территории ЕАЭС и поднять экономическое сотрудничество в рамках Союза на более высокий уровень. Ожидается, что рассмотрение и принятие окончательного решения по этому важнейшему документу Госдума примет до конца октября.

Напомним, что разработка союзного Кодекса велась с 2014 года. Получился 900-страничный документ. Его вступление в силу, которое должно произойти 1 января 2018 года, по мнению Леонида Калашникова, станет началом реальной межгосударственной интеграции в рамках Союза. «Мы даем ТК ЕАЭС достаточно высокую оценку, но некоторые статьи требуют доработки, например в отношении банковской тайны, провоза допинг-проб спортсменов и ряда других вопросов», - подчеркнул депутат.

При этом он признал, что за оставшееся до конца года время не успеть внести нужные изменения почти в полусотню федеральных законов, а также принять еще столько же постановлений, которые должны пройти процедуру принятия и утверждения, в том числе в Госдуме. Это необходимо сделать, поскольку Кодекс содержит много отсылочных норм на национальное законодательство, в том числе касающееся аграрных и других вопросов. Относительно ситуации вопрос следует задать правительству: где оно было раньше?

Как отмечают специалисты, ключевыми нововведениями ТК ЕАЭС является перевод таможенных операций в электронный вид, предоставление отсрочки уплаты таможенных пошлин на один месяц, наличие возможности получения предварительного решения от таможенных органов на передвижение того или иного товара через границу. Главный упор сделан на упрощение таможенных операций и ускорение перемещения товаров через границу.

В частности, предусмотрены оформление документов в электронном виде, возможность совершать операции без привлечения должностных лиц таможенных органов. До 4 часов сокращен максимальный срок выпуска товаров с момента регистрации таможенной декларации. Зафиксировано требование об однократности представления подтверждающих документов.

Напомним, что до запуска ЕАЭС действовало более сотни различных международных договоров. Теперь большинство из них «погружено» в единый документ, в результате складывается вполне понятная система правового регулирования. В основе Кодекс должен стать документом прямого действия. Для этого, по сравнению с Таможенным кодексом Таможенного союза (ТК ТС), существенно сокращено число отсылок к нормам национального законодательства и возрастает сегмент наднационального регулирования.

Вопросы остаются

В то же время к ТК ЕАЭС есть масса вопросов и замечаний. Так, Комитет по финансовому рынку Госдумы обратил внимание на необходимость его согласования с нормами законодательства о банковской тайне. Комитет по физической культуре, спорту и делам молодежи высказался за внесение изменений относительно подготовки к чемпионату мира по футболу 2018 года. Речь идет о ввозе и вывозе проб и оборудования в рамках допинг-контроля. Ряд замечаний есть у комитетов по аграрным вопросам и по культуре.

Опасения вызывают нормы, регулирующие пересечение границы так называемыми нетарифными товарами, включая культурные ценности. Перечень их видов оказался гораздо уже, чем существующий в законе о вывозе культурных ценностей, что, по мнению депутатов, резко снижает уровень их защиты. В Кодексе никак не определен порядок перемещения культурных ценностей через границы стран Союза, что сильно угрожает национальному достоянию России, так как у нас находится наибольшее количество культурных ценностей, подлежащих госохране.

По мнению экспертов, текст Кодекса сложен для понимания даже специалистами в области таможенного дела. В нем много белых пятен, имеющих различные толкования, что может привести в том числе и к судебным спорам. Решением проблемы могли бы стать развернутые комментарии с толкованием новых норм и правил.

Определенные надежды по исправлению имеющихся упущений специалисты связывают с новой редакцией закона о таможенном регулировании, который подготовил Минфин. Вскоре он должен быть представлен в правительство для последующего внесения в Госдуму.

Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) надеется, что осенью процесс ратификации ТК ЕАЭС будет завершен во всех странах и документ вступит в силу с 1 января 2018 года. В оставшееся время важно, чтобы бизнес-круги и таможенники всесторонне и глубоко изучили ТК ЕАЭС, заблаговременно разобрались с его требованиями и положениями. Без знания и понимания нового закона будет невозможно обеспечить его успешное практическое применение, избежать возникновения критических ситуаций, связанных с незнанием или недопониманием закрепляемых Кодексом нововведений в сфере таможенного дела.

Они затрагивают основные направления в области таможенного декларирования и контроля, ряд изменений касается контроля за таможенным транзитом, вопросов классификации товаров и принятия предварительных решений, защиты прав интеллектуальной собственности, использования информационных таможенных технологий.

Отметим, что принятие ТК ЕАЭС – объективная реальность. Он приходит на смену ТК ТС, принятому еще в 2009 году, когда формирование Таможенного союза Беларуси, Казахстана и России лишь начиналось. Как известно, позже к ним присоединились Армения и Киргизия. Соответственно, многие реалии, появившиеся после вступления в 2015 году в силу Договора о создании ЕАЭС, в ТК ТС не были учтены. Например, значительную часть полномочий таможенных органов он передавал на национальный уровень, что привело к возникновению в странах Союза различий в механизмах осуществления таможенных процедур и взимания платежей.

Учите матчасть

Кроме ТК ТС, в рамках Союза действовали порядка 20 международных соглашений, которые содержали ряд противоречий. Со временем стало понятно, что устранить их можно, только разработав новый Кодекс, который решили создать как улучшенный вариант действующего таможенного законодательства, предусматривающий конкретные нововведения.

Уточним, что ТК ЕАЭС включает 60 глав, которые объединены в 9 разделов. Он дополнен новыми главами и статьями, которых ранее не было. В отличие от ТК ТС в нем нет общей и специальной части. Главное нововведение – существенное упрощение таможенных процедур и перевод их в электронный вид, использование электронных таможенных технологий, чтобы исключить воздействие человеческого фактора и максимально ускорить таможенные оформление и контроль товаров.

Важной новеллой является оптимизация предварительного информирования таможенных органов о товарах, ввозимых на таможенную территорию Союза. Также унифицированы структура и порядок представления предварительной информации, установлена возможность ее подачи в виде электронного документа, который можно использовать в качестве транзитной декларации и декларации на транспортное средство, причем как при прибытии товаров, так и при их помещении на временное хранение. Это позволит принимать на основе предварительной информации решения, имеющие юридическое значение.

К значимым новеллам относится повышение статуса уполномоченного экономического оператора (УЭО), который могут получить организации, соответствующие определенным критериям. ТК ЕАЭС рассматривает УЭО не как потенциальных нарушителей, а как партнеров государства, которые ведут прозрачный бизнес. Такие компании смогут пользоваться упрощенными таможенными процедурами, включая выпуск товаров до подачи таможенной декларации; предварительное таможенное декларирование; подачу неполной, периодической декларации; совершение таможенных операций с товарами, которые находятся на складе УЭО, и т. п.

Имеется ряд новшеств по уплате таможенных платежей. Одним из концептуальных изменений станет возможность использования авансовых платежей для уплаты всех видов платежей (таможенных сборов, налогов; вывозных и ввозных, специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин). Это, по мнению экспертов, позволит сократить количество электронных документов, подлежащих обработке при ведении учета денежных средств, и реализовать технологию автоматического зачета сумм излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей в качестве авансовых.

ТК ЕАЭС предусмотрен переход таможенных органов и участников ВЭД на электронный документооборот при оформлении сертификатов обеспечения, подтверждающих предоставление обеспечения при таможенном хранении товаров. Приоритетом станет оформление сертификатов обеспечения в форме электронного документа. Также расширен перечень таможенных процедур, для которых таможенная стоимость товаров не определяется, изменены основания ее корректировки.

Сборник новшеств

Кодекс содержит ряд новаций в части вопросов организации и проведения таможенного контроля после выпуска товаров при обороте товаров, ввезенных на таможенную территорию ЕАЭС, в том числе направленных на предупреждение уклонения проверяемого лица от проведения таможенного контроля после выпуска товаров. Вводится ряд новых терминов («денежные инструменты», «предварительная информация», «сооружения/установки», «искусственные острова»), а многие старые упрощены или уточнены.

Вопросы привлечения к административной и уголовной ответственности за нарушения таможенных правил отнесены на уровень национальных законодательств государств Союза. Имеются и иные законодательные новшества. При этом сохранена функция таможенных органов по осуществлению (на бесплатной основе) консультирования лиц по вопросам применения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов.

Участникам ВЭД следует учесть, что среди прочего им придется выполнять требования законодательства, запрещающие ввоз и оборот товаров, в отношении которых применяются отдельные специальные меры. Напомним, что Правительство РФ продлило до 31 декабря 2018 года запрет на ввоз санкционных товаров, сырья и продовольствия.

Как отмечалось, одновременно с ТК ЕАЭС должна вступить в силу новая редакция Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации». В нем будут реализованы нормы Кодекса, отсылающие к национальному регулированию.

Как подчеркивают эксперты, в числе задач, которые должен решить Кодекс, не только унификация законодательства и сокращение его локальной части, но и модернизация до уровня современных технологий. При этом авторы признают, что за документ им «немного стыдно, так как при нынешних возможностях электронного декларирования в Кодексе говорится о письменной форме многих документов». В то же время они заверяют, что новый Кодекс все-таки отдаст приоритет электронному таможенному декларированию, а некоторые операции будут совершаться без участия должностных лиц.

Здесь следует упомянуть о некоторых документах ЕЭК, которые еще неизвестны широкой публике. Так, в сентябре принято, но пока не опубликовано решение о размере обеспечения исполнения обязанностей таможенного представителя - он составит эквивалент не менее 500 тыс. евро. Также еще не обнародовано решение, содержащее балльную методику подсчета финансовой устойчивости лиц, претендующих на включение в реестр УЭО. Правда, чтобы в ней разобраться, надо быть экономически подкованным, предупреждают эксперты.

Уточним, что вскоре должны принять перечень документов, которые подтверждают статус товаров ЕАЭС, и разъяснить особенности транзита товаров в несобранном или разобранном виде. В ноябре намечено решить важный для простых граждан вопрос - установить нормы ввоза товаров для личного пользования без уплаты пошлин.

В то же время специалисты указывают на наличие в ТК ЕАЭС ограничения, которое способно поменять логистические схемы участников ВЭД. Так, в Кодексе есть норма, по которой товары должны находиться на территории того государства, куда подается декларация. По мнению экспертов, для бизнеса это станет серьезным и зачастую необоснованным ограничением, которое отрицательно повлияет на логистическую схему. Так, если компания будет ввозить товар из Европы в Казахстан, то его придется растаможивать в России со всеми вытекающими последствиями.

Хотя по новым правилам для подтверждения заявленных сведений к декларации на товары или транзитной декларации не надо будет прикладывать документы, таможенный орган все-таки сможет их потребовать, и это его право ничем не ограничено. Запрос, например, может поступить за час до окончания выпуска товаров, когда у сотрудника обеденный перерыв. Между тем если не документы не представлены – это грозит отказом в выпуске.

У бизнеса есть претензии

Эксперты также указывают на необходимость закрепления на национальном уровне порядка принятия предварительного решения по таможенной стоимости, причем он должен устроить и Минфин, и ФТС России. Интересной признана норма, которая не обсуждалась, но на практике может повлечь недобросовестное поведение таможенных органов. Так, если при постконтроле они решат, что представленные документы не подтверждают сведения из декларации и поэтому невозможно классифицировать товар на уровне 10 знаков, то тогда это можно сделать на уровне 4 знаков и взять максимально возможную пошлину, которая есть на товары из этой группы.

Чтобы застраховаться от такого риска, эксперты советуют максимально подробно указывать сведения о товаре и обращают внимание, что при контроле таможенной стоимости товаров ТК ЕАЭС разрешает использовать информацию о стоимости товаров того же класса. По их мнению, это слишком широкое дозволение, а логика таможенников иногда лишена здравого смысла. Они, например, могут сравнивать строительные перчатки с хирургическими.

Многие участники ВЭД сомневаются, что давно обещанный бизнесу переход с бумажного на цифровой документооборот пройдет гладко. Они также не уверены в безоблачной судьбе автоматического выпуска. Оптимизма не добавляет наличие разрозненности информационных баз внутри ФТС России. Именно этим эксперты объясняют, что, согласно статье 60 законопроекта о таможенном регулировании, сумма генерального обеспечения высвобождается в течение 5 рабочих дней с того дня, как в систему поступила информация об исполнении обеспеченной обязанности.

По их мнению, это очень большой срок, который может объясняться тем, что информация об исполненных платежах и обеспечениях находится в разных базах таможенных органов. Выходом из ситуации может стать формирование единой автоматизированной информационной системы (ЕАИС), которая помогла бы решить многие из имеющихся проблем. Она должна аккумулировать нужные данные, что позволит в автоматическом порядке формировать все таможенные документы и передавать сведения налоговым органам.

Немного о новом Законе «О таможенном регулировании в РФ». Отметим, что при его подготовке стояла цель снизить влияние «человеческого фактора» и удешевить таможенное оформление, а также создать условия для максимально быстрого поступления товаров в оборот. Среди важных новшеств - появление возможности: принятия предварительных решений по таможенной стоимости (сейчас отсутствуют); перечисления таможенных платежей любым лицом (пока это должен делать только плательщик), а их уплату разрешат отсрочить на месяц (нынче это невозможно).

Кроме того, предполагается, что обеспечение станут требовать реже. Также предусмотрен институт «экспортного» таможенного представителя со сниженным размером реестрового обеспечения (5 млн рублей); впервые ограничены сроками такие процедуры, как таможенная экспертиза (40 дней), камеральная проверка (90 дней), рассмотрение обращения о корректировке декларации (30 дней).

Это лишь часть того, с чем предстоит столкнуться участникам ВЭД в ближайшей перспективе. Правда, чтобы правильно и грамотно воспользоваться предлагаемыми в ТК ЕАЭС и Законе «О таможенном регулировании в РФ» нормами, бизнес должен их досконально проштудировать. Однако, как показывает опрос, многие бизнесмены еще даже не открывали эти документы. Видимо, уподобившись нерадивым студентам, они решили отложить их изучение на последнюю ночь перед «днем Х».

"ТАМОЖЕННЫЕ НОВОСТИ"