31.10.12

Пошлину оплатит дядя

На интернет-порталах Калининградской области появились объявления о необычном заработке. Калининградцам, имеющим загранпаспорт с шенгенской визой, предлагают растаможить на свое имя автомобиль и получить за несколько часов работы две - четыре тысячи рублей.

Авторы объявлений - профессиональные перегонщики. Это частные лица и компании, специализирующиеся на перепродаже подержанных европейских авто в Калининградской области и других регионах РФ. Ввозить машины из Европы на территорию России можно двумя способами, оформляя транспорт либо на физическое лицо, либо на юридическое предприятие. "Физики", импортирующие автомобиль для личного пользования, уплачивают пошлины по единым таможенным ставкам. Юридические лица, помимо пошлины, должны уплатить в бюджет акциз и НДС.

И в том и в другом случае итоговый размер выплаты рассчитывается по-разному - в зависимости от возраста, объема двигателя, мощности и других характеристик автомобиля. До последнего повышения пошлин, которое произошло в начале 2009 года, соотношение между автомобилями, более выгодными для ввоза юрлицами, и транспортом, более дешевым на таможне для "физиков", было примерно равным. После роста таможенных ставок практически все автомобили стало выгоднее оформлять на физических лиц.

При этом право определять, ввозится ли транспортное средство для личного пользования или с коммерческими целями, Таможенный кодекс оставил за сотрудниками таможенного органа. Один из показателей - количество автомобилей, перемещенных конкретным гражданином через государственную границу за определенный промежуток времени. Если говорить проще, таможить машину для личных целей, чтобы избежать проблем с начислением пошлин, не следует чаще раза в год.

Многие калининградские перегонщики (а таких умельцев в эксклаве, зажатом между двумя государствами Евросоюза, работает несколько десятков) давно поняли: пригонять в регион нестарые подержанные иномарки на продажу выгоднее с помощью "чужого дяди", еще не реализовавшего свое право на импорт авто для личного пользования. А с 1 сентября текущего года, когда на границе, помимо автомобильных пошлин, начали взимать еще и утилизационный сбор, вербовка "мертвых душ" приобрела особую актуальность.

Для физических лиц размер утилизационного сбора минимален: две тысячи рублей за новое транспортное средство и три тысячи рублей за машину старше трех лет - вне зависимости от мощности автомобиля и объема двигателя. Юридическим лицам "утилизация", согласно ставкам, утвержденным постановлением правительства РФ от 30 августа 2012 года, обойдется куда дороже. К примеру, за иномарку старше трех лет с объемом двигателя от одного до двух литров предпринимателю придется заплатить сверх пошлин 165,2 тысячи рублей утилизационного сбора. А подержанная легковушка с объемом двигателя выше 3,5 литра прибавит в стоимости около 700 тысяч рублей.

Огромные затраты на утилизацию не смогло нивелировать даже снижение таможенных пошлин на ввоз подержанных автомобилей для юридических лиц, которое произошло в связи с присоединением нашей страны к ВТО. Теперь, начиная с 23 августа, предприниматель, импортирующий подержанное транспортное средство, платит не 35, а 25 процентов от таможенной стоимости автомобиля. Пошлина на ввоз новых иномарок снизилась с 30 до 25 процентов. Однако акциз, зависящий от мощности авто, НДС (18 процентов от суммы "цена машины, акциз и пошлина") и утилизационный сбор ощутимо увеличивают конечную стоимость иномарки для юридического лица. Тогда как физическому лицу достаточно уплатить две-три тысячи "утилизационных" рублей и фиксированную пошлину, которая рассчитывается в зависимости от объема двигателя. К примеру, для автомобиля от трех до пяти лет с двигателем 1,4 литра пошлина составит порядка 2,5 тысячи евро. Машину того же возраста с двигателем 1,6 литра можно растаможить за четыре тысячи евро.

- Мне регулярно приходится пользоваться услугами посредников. Ставка - две-три тысячи рублей за один растаможенный автомобиль, - рассказывает житель Калининграда Андрей Волков, который зарабатывает на продаже пригнанных из Европы подержанных авто (по просьбе собеседника мы изменили его фамилию). - К примеру, пригнать трехлетний Volkswagen Golf из Германии с растаможкой на физическое лицо стоит порядка 420 тысяч рублей (320 тысяч рублей - стоимость автомобиля, 100 тысяч рублей - таможенные пошлины). В Калининграде такой автомобиль можно продать уже за 500-520 тысяч рублей. Если пригонять ту же машину на юридическое лицо, пошлина и утилизационный сбор составят в сумме около 250 тысяч рублей, не считая акциза и НДС. Считайте сами, что выгодно и что невыгодно.

Профессия перегонщика сложилась в Калининградской области в 90-е годы. Тогда законы, регламентирующие ввоз иномарок в РФ, были менее жесткими, а некоторые предприимчивые жители региона, по словам представителей Калининградской областной таможни, ввозили "для личного пользования" до 300 машин в год. Сейчас перегонщики утверждают, что операции с "мертвыми душами" не противоречат закону. "Кто может помешать жителю Калининградской области раз в год привезти автомобиль из Европы для личного пользования, уплатить таможенные пошлины, а потом перепродать его мне - другому жителю Калининградской области?" - продолжает Андрей Волков.

С 1 сентября по 15 октября 2012 года калининградские предприниматели и жители эксклава завезли, по информации Калининградского акцизного таможенного поста, 301 транспортное средство с уплатой утилизационного сбора. Еще 500 машин, ввезенных для пользования в пределах Калининградской области, были, согласно поправкам в закон "Об отходах производства и потребления", освобождены от утилизационной нагрузки. Такой подарок предпринимателям эксклава, чья деятельность зачастую тесно связана с импортом авто, сделали федеральные законодатели.

Подержанная легковушка с объемом двигателя выше 3,5 литра прибавит в стоимости около 700 тысяч рублей

- В сентябре и первой половине октября, по разным категориям, в Калининградскую область было завезено в два - пять раз меньше транспортных средств, чем в августе, - комментирует "Российской газете" ситуацию начальник Калининградского акцизного таможенного поста Андрей Тащук. - В то время как в августе, когда пошлины на автомобили уже снизились, а утилизационный сбор еще не был введен, мы оформили в два раза больше автомобилей, чем обычно оформляем за месяц. Поэтому сейчас наблюдается естественное затишье. Машин навезли много, они реализуются в России. Думаю, ближе к концу года этот рынок реанимируется.

По доле иностранных машин в общем количестве зарегистрированных легковушек Калининградская область занимает третье место по стране. На начало года этот показатель составлял в регионе 83,7 процента. Обогнать самую западную российскую область удалось только двум самым восточным субъектам РФ: Приморскому краю, где доля машин не российского производства составляет 87 процентов, и Сахалину (85 процентов).

Самые "иномарочные" регионы, согласно исследованиям аналитического агентства "Автостат", обладают еще и самым старым автопарком. Средний возраст авто в Калининградской области составляет 18,5 года. Это на 6,5 года больше, чем в целом по стране. "Из-за близости к границам других государств основное наполнение парка на Дальнем Востоке и в Калининграде шло не за счет продажи новых автомобилей, а за счет ввоза подержанных иномарок", - поясняет директор "Автостата" Сергей Целиков.

С одной стороны, введение утилизационного сбора, который в идеале должен создать в нашей стране инфраструктуру для переработки "пожилых" автомобилей, более чем оправдано. Денежные поступления от сборов, предположительно, пойдут на компенсацию затрат утилизационных компаний. Как сообщается в пояснительной записке к поправкам в закон "Об отходах производства и потребления", которые регламентируют порядок распределения утилизационной нагрузки, уже к следующему году объем автомобилей, требующих переработки, может составить в нашей стране больше 1,5 миллиона единиц ежегодно. А к 2015 году эта цифра должна вырасти до 2-2,5 миллиона автомобилей в год. Чтобы очистить страну от автохлама, несущего серьезную угрозу для экологии, нужны специализированные заводы. Из-за отсутствия необходимой инфраструктуры такие предприятия не смогут работать рентабельно и, как утверждают законодатели, будут нуждаться в постоянных финансовых вливаниях.

С другой стороны, законодательная инициатива, как признают эксперты "РГ", во многом продиктована необходимостью защиты внутреннего автомобильного рынка от рисков, связанных с присоединением России к ВТО. Однако утилизационный сбор платят и физические лица, для которых стоимость растаможки не изменилась. Кроме того, потери юридических лиц от введения платы за утилизацию в итоге значительно превысили таможенные бонусы ВТО, что стимулировало многих предпринимателей в приграничных регионах осваивать практику растаможки автомобилей с помощью "мертвых душ".

"Российская газета" - Экономика Северо-Запада