18.11.09

Пошлины обрушили импорт

Импорт новых автомобилей в РФ за 10 месяцев сократился на 71%, подержанных в 27 раз. Таковы предварительные данные ФТС. Никто не сомневается, что причиной этому являются драконовские пошлины на ввоз в Россию иностранных авто. Поддержав таким образом отечественный автопром, власти смогли добиться еще и положительного эффекта для бюджета страны. Однако теперь Минэкономразвития РФ занято подготовкой предложений по пересмотру заградительных таможенных пошлин на ввоз иномарок в Россию.

Меры по защите отечественного автопрома, одной из которых стало повышение импортных пошлин на новые и подержанные автомобили с начала текущего года, приносят свои плоды. Они уже серьезно ограничили доступ российских потребителей к иностранным авто. В результате импорт в Россию новых легковых автомобилей за январь-октябрь сократился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 70,5% и составил 415 тыс. штук против 1,409 млн штук годом ранее. Соответствующие сведения со ссылкой на предварительные данные Федеральной таможенной службы (ФТС) распространило Минэкономразвития РФ.

За 10 месяцев текущего года в Россию было импортировано 11,5 тыс. подержанных автомобилей (до 5 лет) и 1 тыс. автомобилей старше 5-ти лет. Падение по сравнению с аналогичным периодом 2008 года составило соответственно 27 и 5,4 раза.

Напомним, что в январе - сентябре этого года импорт легковых автомобилей в Россию сократился в 4,1 раза и составил почти 359 тыс. машин.

Между тем, за первые две недели ноября в РФ было ввезено 9,9 тыс. новых и 100 подержанных автомобилей.

Что касается отдельных стран, то объем ввезенных новых легковых автомобилей из Японии за 10 месяцев сократился в 3,2 раза по сравнению с аналогичным периодом 2008 года - до 128,64 тыс. штук, из Южной Кореи - в 2,2 раза, до 81,52 тыс. штук, из Германии - в 3,6 раза, до 35,92 тыс. штук, из Англии - в 4 раза, до 34,88 тыс. штук, из Узбекистана - в 3 раза, до 25,47 тыс. Объем импорта подержанных (не старше 5-ти лет) иномарок из Японии упал в 25,2 раза - до 10 тыс. штук, из США - в 44 раза, до 470 штук, из Южной Кореи - в 48 раз, до 420 штук, из Германии - в 67,5 раза, до 90 штук.

Следует отметить, что в отчете приведена также динамика средних цен без учета пошлин за 10 месяцев 2009 года. На новые импортируемые автомобили - $16,6 тыс. (против $ 17,5 тыс. в 2008 году), на автомобили б/у до 5-ти лет - $6 тыс. ($5,4 тыс. годом ранее), на б/у старше 5-ти лет $4,7 тыс. (вместо прошлогодних $2,9 тыс.).

Напомним, что пошлины на ввоз импортных автомобилей в Россию были повышены в декабре 2008 года в РФ. Это стало одной из важнейших антикризисных мер в российском автопроме. В частности, были повышены импортные пошлины на легковые и грузовые автомобили, а также изменился с 7 до 5 лет срок отнесения легковых автомобилей к категории подержанных. Действующие ставки ввозных таможенных пошлин на подержанные и новые легковые автомобили, ввозимые как физическими, так и юридическими лицами, вступили в силу 12 января. Ставки были рассчитаны на 9 месяцев.

Импортные пошлины на легковые автомобилей со сроком эксплуатации от 1 до 5 лет были повышены в среднем с 25% до 30% от таможенной стоимости с пропорциональном увеличением специфической ставки, исчисляемой в евро (за 1 куб. см объема двигателя).

Ввозные пошлины на малолитражки (с объемом цилиндров двигателя не более 1 тыс. куб. см), с момента выпуска которых прошло более 5 лет, установлены в размере 2,5 евро за 1 куб. см объема двигателя. Пошлины на легковые автомобили с объемом цилиндров двигателя более 1 тыс. куб. см, но не более 1,5 тыс. куб. см, с момента выпуска которых прошло более 5 лет, составили 2,7 евро за 1 куб. см объема двигателя.

Легковые автомобили с объемом цилиндров двигателя более 1,5 тыс. куб. см, но не более 3 тыс. куб. см сроком эксплуатации более 5 лет облагаются импортной пошлиной в размере 2,9 евро за 1 куб. см объема двигателя. Легковые автомобили с объемом цилиндров двигателя более 1,8 тыс. куб. см, но не более 3 тыс. куб. см сроком эксплуатации более 5 лет облагаются пошлиной в размере 4 евро за 1 куб. см объема двигателя.

Ввозные пошлины на легковые автомобили с объемом цилиндров двигателя более 3 тыс. куб. см, с момента выпуска которых прошло более 5 лет, составляют 5,8 евро за 1 куб. см объема двигателя.

Абсолютный размер ставки на легковые автомобили старше 5 лет в зависимости от объема двигателя составил от 2,5 до 5,8 евро за 1 куб. см.

Помимо этого, были повышены импортные пошлины на самосвалы, тракторы, автобусы; для этих категорий транспортных средств порог по срокам эксплуатации также снижен с 7 до 5 лет.

В Минпромторге РФ подчеркивают, что, несмотря на общее падение автомобильного рынка, эффект от введения пошлин для бюджета РФ был положительным. Согласно данным министерства, объем пошлин от импорта в Россию подержанных легковых автомобилей, перечисленных в бюджет РФ в первом полугодии, составил 378,27 млн рублей. Однако это в 20 раз меньше показателя аналогичного периода прошлого года (7,6 млрд рублей).

В докладе Минпромторга РФ, посвященном оценке эффективности введения защитных пошлин на импортируемые в Россию подержанные и новые автомобили, который был обнародован в середине августа, указывалось, что объем количественного импорта подержанных автомобилей упал в первом полугодии в 17,2 раза - с 186 тыс. штук до 10,8 тыс. штук.

При этом падение перечислений пошлин, собираемых при импорте новых автомобилей, за январь-июнь составило 52% - с 88,6 млрд до 42,7 млрд рублей.

Как посчитали в Минпромторге, если бы правительство не ввело заградительные пошлины, объем таможенных сборов от импортируемых легковых автомобилей (как подержанных, так и новых) за первое полугодие составил бы 40,4 млрд рублей, в то время как по итогам первого полугодия объем перечислений - 43 млрд рублей. Таким образом, положительный эффект от введения пошлин для бюджета к июлю составил 2,6 млрд рублей.

Однако, несмотря на все несомненные плюсы для российской казны, власти признают все минусы для экономики страны от введения заградительных таможенных пошлин на ввоз в Россию иномарок. Более того, правительство выражает готовность в ближайшие месяцы исправить существующее положение.

Как сообщил ранее замглавы Минэкономразвития РФ Андрей Слепнев, Минэкономразвития РФ до конца 2009 года подготовит предложения по пересмотру импортных пошлин, введенных в рамках антикризисных мер поддержки отечественных производителей. По словам Слепнева, соответствующее поручение было дано на заседании комиссии по защитным мерам внешней торговли и таможенно-тарифной политике. Свои предложения по пересмотру ряда антикризисных решений в сфере таможенно-тарифной политики министерство намерено внести в правительство РФ до конца текущего года.

А.Слепнев отметил, что во многих случаях антикризисные решения сыграли свою позитивную роль, и теперь министерство должно понять, нужно ли их продлевать дальше, так как в определенных случаях антикризисные меры привели к резкому росту цен у производителей отечественной продукции.

Однако, пока суд да дело, правительство РФ приняло решение продлить срок действия импортных пошлин на иномарки еще на 9 месяцев. Соответствующее постановление о продлении срока действия повышенных импортных пошлин на импортные автомобили было подписано премьер-министром РФ Владимиром Путиным 9 октября 2009 года.

ИА "Финмаркет"; 18.11.09