14.10.05

Пошлины остались прежними, но... временно

А что это у нас так спокойно? Никаких акций возле здания Хабаровской таможни. Автомобилисты не перегораживают улицу Джамбула, словно их не трогает нововведение Дальневосточного таможенного управления. А может, свежи в памяти майские события, тоже связанные с гонениями правительства на праворульные иномарки? Тогда вполне мирная акция наших автомобилистов вызвала бурю негодования представителей местных правоохранительных органов, словно они сами не ездят на таких же японках.

Да и в таможне нашей вполне философски отнеслись к информации ДВТУ об изменении порядка оценки ввозимых в регион импортных автомобилей: Нас это не касается. В Хабаровской таможне оформление иномарок не производится . Надо думать, что в Хабаровске, в отличие от Владивостока, все ездят на Жигулях и Волгах . Или просто мы еще не поняли, что повышение оценочной стоимости ввозимых автомобилей ударит в первую очередь по карманам автовладельцев, настоящих и потенциальных?

Автодилеры в этой ситуации, конечно, тоже пострадают, но свои убытки они взыщут с покупателя. И спасибо автомобилистам Владивостока, которые своими выступлениями добились приостановления введения в действие так называемого мини-каталога. С введением этого документа размер таможенных платежей на ввозимые иномарки (пока только японского производства) может возрасти, поскольку оцениваются они таможней значительно дороже.

Собственно, и раньше таможенную стоимость автомобилей определяла таможня, поскольку документы, подтверждающие истинную цену этого товара, мало кто мог предъявить. Какие-то там цифры написаны на бумажке, испещренной иероглифами. Но ни достоверного перевода этой бумажки, ни чека, оформленного по всем правилам, ни страхового полиса никто таможне предъявить не может. Почему такая практика сложилась с японскими автомобилями, мне трудно сказать, хотя цену автомобилей, ввозимых в регион из Европы, определить не составляет труда. Определялась таможенная стоимость японских, да и южнокорейских автомобилей на основании таблиц, разработанных Дальневосточным таможенным управлением. И рассылались эти таблицы в качестве рекомендаций во все таможенные подразделения региона. Правда, рекомендации в таможенном ведомстве обычно принято выполнять неукоснительно.

Так что ничего революционного 5 октября сего года ДВТУ не внедрило - вместо таблиц появился каталог (на английском языке). Размер таможенной стоимости автомобилей стал выше. Да и зависит он теперь не только от года выпуска, объема двигателя и возможности преодолевать препятствия, но и от других качественных характеристик. Пожалуй, это справедливо. Даже ребенку известно, что Тойота , деревянная , с колпаками, в той же Японии дешевле такой же суперованной , с литьем, квадро и люком. А уж у нас на рынке цены разнятся значительно. А коль так, то и пошлина должна быть разная. Хотя это не факт, поскольку специфика начислений таможенных платежей такова, что пошлина может зависеть только от объема двигателя, а стоимость окажет минимальное влияние.

Тем не менее, новый документ вызвал непринятие со стороны общественности. Почему такая разница, почему так неожиданно, тайком, и где мы возьмем срочно деньги? и еще много недоуменных вопросов возникло у импортеров. В итоге только во Владивостоке более шести тысяч ввезенных автомобилей не оформлялись вплоть до 11 октября. Потом появилась информация о состоявшемся во вторник заседании согласительной комиссии. Из-за протеста общественности оценка по каталогу была приостановлена. Теперь представители правозащитных организаций и участников ВЭД будут договариваться с государственной структурой по вопросам таможенного оформления товаров. В соответствии с российским законодательством общее руководство таможенным делом осуществляет правительство Российской Федерации , и только соответствующее федеральное министерство уполномочено осуществлять нормативно-правовое регулирование в области таможенного дела. В дело вмешался губернатор Приморского края, он указывает госоргану федерального подчинения срок - в 24 часа. Именно столько г-н Дарькин отвел ДВТУ на урегулирование возникшей ситуации с автобизнесом. Похоже, этот вид деятельности существенно влияет на экономическое положение наших соседей.

И, что интересно, руководство ДВТУ подчинилось и приостановило действие каталогов . Во Владивостоке уже началось оформление автомобилей по старым оценочным сеткам, в другие таможни даны соответствующие указания. И это при том, что федеральное таможенное ведомство решительно настроено на внедрение нового оценочного документа.

Цены в нем сформированы на основании данных каталога Automotive Guidebook of Japan с учетом года выпуска. Следуя логике таможенных оценщиков, автомобиль, с момента выпуска которого прошло три года, теряет почти половину своей стоимости. Это значит, что через восемь лет его стоимость приблизится к нулю.

Так, может быть, и не стоит волноваться автолюбителям? Нет стоимости - нет пошлины? Но, если помните, правительство, заботясь об экологии наших территорий, на иномарки старше семи лет ввело повышенные пошлины. Логика явно не прослеживается. Не логичнее было бы вообще запретить ввоз таких транспортных средств? Мол, нет стоимости у автомобиля, значит, износ полный (не существует в природе) и прямая дорога ему на свалку. Только многие ли автовладельцы согласны с этим? По нашим меркам японка 97 года выпуска еще очень даже ничего, даром что произведена в прошлом веке.

Но остается вопрос: сколь долго будут действовать прежние правила оценки? Вдруг не сейчас, а через неделю новые каталоги все же узаконят? И не на уровне отдельного регионального управления, а в столице?

Тихоокеанская звезда 14.10.05