04.02.10

Пошлины свалили лесные грузы

Оборот лесных грузов в Большом порту Санкт-Петербурга в 2009 году упал на 86,4%. Подобное падение оборота в 2009 году стивидоры и аналитики считают логичным следствием государственной политики и неконкурентоспособности российской продукции. По данным SeaNews, обработку леса снизили все стивидоры порта, работающие с лесной продукцией. Так, по сравнению с показателями 2008 года ОАО "Петролеспорт" сократило отгрузки на 86,7%, ОАО "Морской порт Санкт-Петербург" — на 88,8%, ОАО "Балтийский судомеханический завод" — на 67,5%. ООО "Транспорт и логистика" уменьшило отгрузки на 95,2%.

При этом ООО "Морской рыбный порт", ОАО "Коммерческий центр, транспорт и лес", а также завод ЗАО "Моргидрострой" в прошедшем году с лесными грузами вообще не работали, притом что в 2008 году на их долю приходилось 17,4 тыс. тонн, 18,8 тыс. тонн и 1,7 тыс. тонн соответственно.

Как полагают петербургские стивидоры, главная причина подобного снижения заключается в размере пошлин на экспорт леса-кругляка, повышение которых началось еще в 2006 году. Для того чтобы сократить вывоз за рубеж дешевой необработанной древесины, в 2007 году экспортные пошлины выросли с 6,5% до 20% стоимости сырья, в 2008 году ставка выросла до 25%, "но не меньше ?15 за кубометр". На 2010-2011 годы Владимир Путин наложил мораторий на повышение экспортных пошлин на лес-кругляк, а на сегодняшний день беспошлинно на экспорт может поставляться только хлыст — березовая древесина диаметром до 15 см. "Несмотря на то, что в 2009 году ставка не повышалась, имеющиеся тарифы уже привели к подобным неутешительным показателям", — говорит представитель одного из стивидоров.

Владимир Лебедев, президент центра управленческих, экономических и правовых инициатив "Стратегия", другой важной причиной подобного уменьшения объема перевозок называет тенденцию к контейнеризации деревянных стройматериалов. "Контейнерные перевозки лучше сохраняют качество изделий, поэтому потребитель выбирает такой вид транспортировки. А производитель знает об этом и уже на производстве пакует товар в контейнеры. Еще одним фактором снижения перевозок лесной продукции является падение спроса на новую мебель, на которой и в офисах, и в домашних хозяйствах сейчас экономят", — полагает господин Лебедев.

Дмитрий Кумановский, начальник аналитического отдела ИК "Ленмонтажстрой", считает, что помимо несовершенной государственной системы управления лесными ресурсами, делающей бизнес нерентабельным, одной из причин падения оборота лесного экспорта является особо криминальная ситуация на лесном рынке России. "В условиях растущего теневого рынка вести легальный бизнес практически невозможно. Кроме того, сказываются недостаток финансирования лесоперерабатывающих предприятий и невысокое качество российской продукции из дерева. На европейском рынке она неконкурентоспособна", — оценивает господин Кумановский.

По данным ИК "Ленмонтажстрой", 30% экспорта лесной продукции из России направляется в Финляндию, 60% — в Китай, остальные 10% — в Японию и Западную Европу. Объем перевозок лесной продукции РЖД в 2009 году упал на 55%.

По данным ФТС РФ, общий экспорт древесины из РФ за 11 месяцев 2009 года снизился на 42,9%.

Газета "Коммерсантъ-СПБ" № 19 (4319) от 04.02.2010