20.02.06

Пошлины в обмен на качество

Минпромэнерго России готово расширить список импортных комплектующих для автопрома, ввозимых по льготным пошлинам. Предполагается, что послабление коснется не только предприятий, организовавших сборку иномарок в России, но и производителей автокомпонентов. В министерстве надеются, что в результате введения льготного режима в Россию придут производители более качественных комплектующих.

Низкое качество автокомпонентов - давний бич отечественного автопрома. Проблему качества сборки автомобилей большинство российских автопроизводителей в последние годы с горем пополам решили. А вот детали, из которых сделаны эти автомобили, до сих пор не выдерживают никакой критики. Отечественные комплектующие в большинстве случаев не способны конкурировать с иностранными аналогами ни по качеству, ни по надежности. Впрочем, в правительстве давно определились с тем, как решить эту проблему. Была сделана ставка на использование иностранных комплектующих при производстве автомобилей в России. Дело за малым - привлечь в нашу страну иностранные компании, специализирующиеся на выпуске автокомпонентов.

Первая попытка привлечь инвестиции в эту отрасль была сделана в начале прошлого года. В России заработал режим "промышленной сборки". Он предусматривал снижение практически до "нуля" таможенных ставок на длинный перечень импортных деталей. Но те, кто воспользовался этим режимом, обязаны были в течение нескольких лет перейти на отечественные запчасти. "Сегодня в России работает более трех десятков иностранных производителей автокомпонентов, - прокомментировал "Известиям" первые результаты усилий правительства Михаил Блохин, исполнительный директор ассоциации НАПАК. - Поскольку автосборщиков обязали переходить на локальные комплектующие, у "компонентщиков" появился стимул создавать производства в России".

Но этого оказалось недостаточно, чтобы в России появилась конкурентная отрасль автокомпонентов. Ввозить комплектующие получилось гораздо дешевле, чем создавать их производство в России. Кроме того, льготными ставками на ввоз компонентов поставили в невыгодное положение компании, наладившие их производство в России. Им пришлось конкурировать с собственной продукцией из-за рубежа. Впрочем в Минпромэнерго признавали, что льготные пошлины для автосборщиков - это лишь первый шаг. За ним последует обнуление пошлин на комплектующие для производителей компонентов первого уровня - двигателей, коробок передач, выхлопных систем и пр. По словам замминистра промышленности и энергетики Андрея Реуса, уже подготовлены изменения в Таможенный тариф в отношении комплектующих, предназначенных для производства основных узлов и агрегатов для автопрома. В министерстве полагают, что в результате этого в России появятся иностранные производители автокомпонентов. А их продукцией смогут воспользоваться не только сборщики иномарок, но и отечественные автопроизводители. Что в итоге приведет в росту качества российских автомобилей.

Финансовые известия 20.02.06