30.03.05

Пошлины забуксовали на столе премьера

Премьер-министр Михаил Фрадков подписал постановление о снижении ставок таможенных пошлин на автокомпоненты для промышленной сборки иномарок в России. Однако постановление не поступило в официальную рассылку - по информации "Бизнеса", из-за споров между чиновниками и отечественными автопроизводителями. Премьер требует от профильных министерств подготовить приложение к постановлению, в котором были бы четко прописаны критерии промышленной сборки.

Как сообщило вчера агентство "РИА-Новости" со ссылкой на источник в профильном министерстве, премьер-министр Михаил Фрадков подписал постановление о снижении ввозных пошлин на автокомпоненты. Как уже писал "Бизнес", в нем предусмотрено снижение пошлин по ряду товарных позиций до 3-5% с действующих 12-15% от таможенной стоимости, а на некоторые компоненты пошлина и вовсе обнуляется.

Источник "Бизнеса" в отрасли подтвердил факт подписания документа, заметив, правда, что постановление пока не поступило в официальную рассылку. По словам нашего источника, Михаил Фрадков потребовал от профильных министерств подготовить порядок применения постановления, то есть определить критерии промышленной сборки. До тех пор пока это условие не будет выполнено, постановление, по данным "Бизнеса", не увидит свет. Ранее представители Федеральной таможенной службы говорили об основных критериях такого производства: мощность предприятия - не менее 25 тыс. машин в год, наличие производственного цикла, включающего в себя сварку и окраску кузовов и мелкоузловую сборку. Еще одним критерием может стать так называемый процент локализации, который, по замыслу чиновников, должен расти. В целом, ситуация вокруг ввозных пошлин на автокомпоненты разрешилась в пользу МЭРТ и Минпромэнерго, давно выступавших за это решение. Как уже писал "Бизнес", руководители предприятий автопрома обращались к Фрадкову с просьбой не принимать скоропалительного решения по вопросу пошлин, так как это, по их мнению, может привести к стагнации в отрасли. Обращение подтолкнуло министерства к решительным действиям, и они "продавили" постановление за полтора месяца до заседания правительства, на котором предполагается рассмотреть реализацию концепции развития автопрома.

В министерствах отказались комментировать постановление правительства, сославшись на то, что не располагают достоверной информацией о том, что оно подписано. Отказались от комментариев и представители ряда иностранных компаний (в частности, Toyota и DaimlerChrysler), которые увязывали свой приход в Россию с установлением новых пошлин на компоненты. Не стали комментировать возможность строительства завода в России и представители Volkswagen, который, как считается, уже принял стратегическое решение об организации производства в России. Менеджер по связям со СМИ российского отделения VW Андрей Гордасевич заметил лишь, что "ряд концернов давно рассматривал возможность организации на территории России сборочных производств, и с принятием такого решения можно ждать с их стороны заявлений о начале подготовительной работы".

Другой позиции придерживаются представители российского автопрома. Председатель комитета Торгово-промышленной палаты по предпринимательству в автомобильной сфере Владимир Кучай заявил "Бизнесу", что это постановление - ошибочное решение. "Если оно действительно будет выпущено, Россия потеряет автомобильную промышленность",- уверен Кучай. Менее категорично высказываются в "Руспромавто". "Снижение или увеличение пошлин не является панацеей,- считает директор департамента по связям с общественностью компании Владимир Торин.- Мы надеемся, что правительство сумеет найти комплексный, сбалансированный подход ко всем вопросам регулирования". Впрочем, некоторые из российских производителей отнеслись к вчерашнему сообщению весьма положительно. Как заявили "Бизнесу" в компании "Северсталь-авто", снижение ввозных пошлин на автокомпоненты благотворно скажется на развитии российской автопромышленности. "Мировые автогиганты теперь придут в Россию со своими передовыми технологиями, и у нас будут собираться высококачественные автомобили по конкурентным ценам. За ними придут и производители автокомпонентов. У всех автопроизводителей появится возможность приобретать комплектующие мирового качества. Это, несомненно, положительно скажется на качестве российских автомобилей",- отметил руководитель службы по связям с общественностью "Северсталь-авто" Андрей Котерев. В российском представительстве Ford также отметили, что это давно ожидаемое постановление, и его последствия негативно на российских автозаводах не отразятся. "Компания поддерживает это решение. Мы уверены, что оно будет способствовать развитию автопрома",- отметила PR-менеджер компании Екатерина Кулиненко.

Бизнес 30.03.05