06.10.05

Последний подвиг Грефа

Алкогольный рынок может оказаться вне контроля.

Сколько веревочке ни виться, а конец все равно будет, гласит пословица. Сколько бы министр экономики Герман Греф ни изворачивался, пытаясь изобразить заботу о стране и гражданах, а истина все равно выплывет наружу. Герман Оскарович - человек неглупый, отлично понимает, что бесконечные переговоры о присоединении к ВТО так или иначе к концу этого года завершатся. Причем, скорее всего, завершатся ничем. Поэтому, следуя примеру бывшего таможенника Чичикова, министр Греф решил использовать свое служебное положение главного по ВТО только один раз, зато на полную катушку. Самой благодарной темой для такого служебного злоупотребления с максимальным финансовым эффектом лично для него оказалась тема контроля за алкогольной продукцией.

Финт, который выкинули этим летом Греф со товарищи, безусловно, войдет в анналы крупнейших афер. А произошло вот что: в самом конце весенней сессии Госдумы, когда все депутаты и сенаторы мыслями были уже на каникулах, Герман Греф как содокладчик от Правительства и депутат Валерий Драганов как автор документа взяли и изменили после второго чтения текст законопроекта о регулировании рынка алкогольной продукции. В результате принятый Федеральный закон 102 от 21 июля вместо усиления государственного регулирования фактически разрушает всю систему контроля. Можно представить себе, какую астрономическую сумму готовы были заплатить поставщики нелегального алкоголя, чтобы с 1 января 2006 года у государства фактически не осталось рычагов контроля за ситуацией. При этом дело не только в десятках миллиардах рублей акцизов, которые не попадут в бюджеты всех уровней, но и в тысячах новых смертей от отравления некачественным спиртным. Страну пытаются - с корыстными или с политическими целями, а скорее всего, и с теми, и с другими - отбросить в начало 90-х.

Заметим, что одним из организаторов трафика нелегального спирта через Кавказские горы был в свое время бывший депутат от Карачаево-Черкесии, а ныне политэмигрант Борис Березовский. Многие гадают, зачем в действительности Борису Абрамовичу понадобился экстренный визит в Латвию (опальный олигарх приезжал туда якобы по делам школьного образования). Визит этот совпал со всплеском криминальных разборок на всем протяжении Рижской трассы - в Псковской, Тверской областях и даже задел рикошетом Белоруссию: практически одновременно с появлением БАБа в Риге впервые в истории страны в Витебске был совершен демонстративный теракт без каких-либо явных целей.

По сведениям из заслуживающих доверия источников, настоящей целью визита БАБа было участие в сходке теневых дельцов, которым предстоит обеспечивать цепочку транзита нелегального спирта из портов Прибалтики в Москву и область.

Таким образом, вопрос о том, куда, помимо карманов чиновников и криминальных авторитетов, уйдет миллиард долларов недополученных государством акцизов, имеет вполне конкретный ответ - на финансирование оранжевых революций в Минске и в Москве. Разумеется, и себя Борис Абрамович при этом не обидит. Очевидно, что кресло под самим Грефом после скандала с монетизацией не просто шатается, а прямо-таки брыкается, как необъезженный мустанг. Иначе зачем ввязываться в столь масштабную авантюру, фактически идти ва-банк? Должностной подлог - он и в Африке подлог. Субъекты Федерации, разозленные таким наглым поведением федеральных чиновников, обязательно подадут в Конституционный суд, чтобы отменить 102-й закон в связи с нарушением порядка его принятия. В этом случае фактические обстоятельства - кто и когда подменил текст законопроекта - будут установлены в судебном заседании. Следующий естественный шаг государства - привлечение министра Грефа к уголовной ответственности за должностное преступление, повлекшее масштабные последствия. Похоже, что Герман Оскарович либо собирается с января 2006 года, когда должен вступить в силу 102-й закон, тоже переехать в Лондон в качестве политэмигранта, либо надеется на смену режима в стране. Других вариантов просто нет.

Самое циничное в действиях Грефа и его компаньонов то, что они прикрывались конкретными поручениями Президента. Президент действительно поручил ужесточить систему контроля на федеральном уровне. Минсельхоз, силовые ведомства, субъекты Федерации вместе разработали законопроект, который был принят во втором чтении. И вдруг в сентябре в официальной рассылке обнаруживают совсем другой текст закона! И это при том, что по Регламенту Госдумы между вторым и третьим чтением изменять содержание закона нельзя, а можно только проверить документ на предмет запятых, орфографии и отдельных противоречий между терминами. Проверить 102-й закон на предмет соблюдения процедуры принятия обязан был аппарат Совета Федерации. Но Президенту на подпись закон попал, видимо, с сопроводительной запиской - мол, принято в точности в соответствии с Вашим поручением. Что делать Москве, Московской области, Санкт-Петербургу и другим крупным регионам, которые могут наиболее сильно пострадать от введения закона в действие? Единственный способ исправить ситуацию - срочно вносить законопроект о переносе срока его введения в действие на год, чтобы успеть провести слушание в Конституционном суде или принять закон заново в том виде, который действительно соответствует поручению Президента.

Но для этого нужно преодолеть сопротивление не только чиновников, но и депутатов из числа теневых лоббистов.

Комромат.Ру; 06.10.05