04.04.06

Последний шанс на областную растаможку

Предстоящий аукцион по продаже автоквот продолжает оставаться одной из самых обсуждаемых в регионе тем. Все минувшую неделю программа Вести-Калининград следила за тем, как идет поступление заявок на использование последней возможности областной растаможки.

Одна машина в одни руки - эта новость в числе главных экономических событий последних недель. На заснувшем автомобильном рынке, где еще пару месяцев назад разговоры об областной растаможке перешли в вялотекущую фазу, начинается весеннее обострение. Новые правила оказались действительно - новыми. Как распродать 8 тысяч квот за несколько дней, как купить их и не прогореть, и главное кто и в какие сроки будет растамаживать машину? На авторынке в Борисово поводов для разговоров достаточно.

Андрей Бойдаченко, перегонщик: Впечатление путаница, неразбериха, я, человек, который занимается этим уже не первый год, и то с трудом разбираюсь в этих новых правилах, будет тяжело, просто тяжело людям самим участвовать .

Настроение плохое, но Андрей все равно собирается на аукцион. Для начала оформить частное предприятие в налоговой. На аукционе ждут и юридические фирмы, и чепистов . Несмотря на все предварительные заявления, физические лица участвовать не могут. Москву уговорить не удалось. К тому же именно предприниматели без устава и прочей нагрузки всегда являлись основными участниками рынка автомобильных квот. И, как объяснили в областном правительстве, для них тоже не все было просто. По новому Закону об особой экономической зоне, который вступает в силу на 18 дней раньше торгов, частные предприниматели тоже были лишены права областной растаможки. По постановлению российского Правительства теперь хотя бы до 1 июля все разрешено. Пришлось искать возможность участия в этом аукционе. Этим объяснили проволочки.

Гаяне Кизарьянц, руководитель конкурсного агентства правительства Калининградской области: Для частных предпринимателей такая возможность предусмотрена прежним законом об ОЭЗ, он утрачивает силу в полном объеме 1 июля, в связи с этим частные предприниматели имеют право ввезти автомобиль в режиме свободной таможенной зоны до 1 июля, об этом также велись переговоры, в итоге мы добились положительного решения .

Только таможня до сих пор не дала конкретного ответа на главный вопрос: как искать компромисс на пунктах пропуска, когда на руках будут сразу 2 противоречащих друг другу документа? До торгов надеются получить из Москвы хоть какое-нибудь разъяснение. На неделе руководство таможни заседало в Москве. По слухам, получили ответ. Но даже слова определенного из наших, калининградских таможенников вытянуть так и не удалось. Однако, наконец, прозвучало более-менее внятное объяснение: в торгах может принять участие любой предприниматель. Звание участника внешнеэкономической деятельности присваивать необязательно. Но: его все-таки необходимо будет получить, чтобы ввезти авто в регион. Можно зарегистрироваться на таможне после аукциона. Обещают, что все будет быстро и совсем не больно.

В регионе на сегодня зарегистрировано 24 тысячи ЧП и 40 тысяч юридических лиц. Сейчас специально под аукцион каждый день в налоговой ЧП регистрируют пачками. В конце недели после массированной информационной акции именно нашего телеканала в конкурсное агентство принесли уже более 500 заявок. Правительство прогнозирует 8 тысяч. По крайней мере, готовится вскрывать конверты круглосуточно. Гаяне Кизарьянц, руководитель конкурсного агентства правительства Калининградской области: Будет аукцион длиться столько, сколько потребуется, чтобы вскрыть все конверты, которые к нам поступят, процедура вскрытия конвертов должна быть непрерываемой, мало времени, чтобы всем желающим ввезти автомобили .

И в этом сегодня, похоже, главная проблема. По прогнозам перегонщиков, к 18 апреля в лучшем случае в комиссии окажется тысячи три-четыре конвертов. А еще они убеждены, что до 1 июля с условиями существующих погранпереходов вообще невозможно ввезти 8 тысяч машин. Если раскупят все квоты, на границе придется оформлять 130 автомобилей в сутки. Обычно на таможне удавалось оформлять по десятку-другому. Таможенники обещают постараться. Но даже если рынок завалят свежепригнанными иномарками, цены вряд ли упадут.

Андрей Бойдаченко, перегонщик: У каждого человека это единственный шанс, эта машина, которую он пригонит, это будет одна-единственная, последняя машина, поэтому с нее будут зарабатывать по максимуму . Продавцы честно советуют покупателям не морочить себе голову, а купить малолитражку с российской растаможкой. Привычные Ауди из Европы по 7 тысяч долларов уходят в прошлое. Теперь себя не побалуешь. В лучшие годы на Борисовском рынке продавали по 500-600 областных автомобилей в месяц. Гоняли и в города исторической родины. Отцы кормили свои семейства. Сейчас уже почти 80% машин на рынке растаможены на Россию. Среднему калининградцу на такие машины копить и копить. Перегонщики, которые не успели перестроиться, ищут другую работу. Нервничают и конторы, которые занимались оформлением областных машин на таможне. Таких несколько десятков. Из-за длительного простоя многие просто распустили сотрудников. Андрей Бойдаченко, перегонщик: То, чего добивалось наше правительство, этого не будет, то, что они хотели сделать, чтобы для людей, подешевле, чтобы не зарабатывала на этом одна группа лиц, такого не будет .

Один единственный плюс среди этого потока негатива то, что квоту на эту последнюю областную иномарку нельзя будет втихую перепродать. Победителям аукционов вручат именные свидетельства. Одна машина в руки, конечно, мало. Мир автомобильных форумов пополнился слухами. Некоторые бывалые советуются, цитата что, если зарегистрировать несколько подставных ЧП, и выкупить на аукционе не одну, а несколько машин. И тем самым обойти закон. Если не себе автопарк обновить, то хотя бы использовать последний шанс заработать . Конец цитаты. И начало очередного и нового витка бесконечной и витиеватой истории ввоза иномарок через Калининградскую область.

Государственный интернет-канал "Россия" 04.04.06