26.09.05

Pоссия и Беларусь: и все-таки мы вместе?

Таможенный союз

Серьезным стимулом для развития торговых отношений стало создание в 1995 г. Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана и отмена таможенных пошлин. Экспортные поставки из России в другие страны Таможенного союза возросли в 1,4 раза в течение двух лет (без учета реальных экспортных доходов, поскольку за часть своего экспорта Россия так и не получила платежей). Однако до сих пор многие положения договора о Таможенном союзе остаются нереализованными, система регулирования внешнеэкономической деятельности в Беларуси не приведена в соответствие с российской, как это было предусмотрено при его создании.

Предпринимаемые в этом направлении усилия привели к тому, что по многим позициям удалось выйти на унифицированные параметры. Однако говорить о том, что между нашими странами действует полноценный Таможенный союз еще преждевременно. При этом, как представляется, дальнейшее выравнивание будет проходить весьма сложно, поскольку в отличие от предыдущего периода затрагивает позиции, оказывающие непосредственное влияние на финансово-экономическое положение в Беларуси, в том числе наполнение бюджета страны, с чем местные власти в последнее время испытывают серьезные трудности.

Прежде всего расхождения сохраняются в таком важнейшем вопросе, как общий таможенный тариф в отношении торговли с третьими странами. Формально из более чем 11 тыс. позиций в настоящее время различия в ставках вывозных пошлин имеются лишь по 600 наименований товаров и ввозных пошлин - по 1260. Однако их приведение к единому знаменателю в ближайшей перспективе представляется довольно проблематичным. Оставшиеся позиции, с одной стороны, затрагивают чувствительные сектора белорусской экономики и социальной сферы (например, импорт легковых автомобилей), а с другой - имеющиеся расхождения в ставках вывозных таможенных пошлин позволяют Беларуси осуществлять реэкспорт российской продукции, являясь дополнительным финансовым источником. Наиболее острыми для России сегодня в этом вопросе являются такие позиции, как реэкспорт лома цветных и черных металлов, кожевенного сырья, древесины ценных пород.

По количеству дискриминационных мер против российского экспорта республика опережает все страны СНГ, вместе взятые. Российские бизнесмены оценивают свои потери в десятки млн. долл. По данным Минэкономразвития РФ, ограничения российского экспорта существуют в 27 странах. Лидирует по количеству запретов ЕС, а третье место неожиданно заняла Беларусь - на территории республики действует 13 защитных мер против импорта из России, несмотря на то, что в наших странах формально действует единое таможенное пространство, следовательно, не может быть вообще никаких ограничений на перемещение товаров.

По данным Минэкономразвития РФ, Беларусь незаконно лицензирует ввоз на свою территорию российского мыла, маргарина, пива, муки, крупы, хлебобулочных изделий и белого сахара, произведенного из тростникового сырца, а также установила особый порядок ввоза бензина и дизельного топлива. Кроме того, республика установила импортные квоты на океаническую рыбу, морепродукты и табачные изделия и берет с российской продукции повышенные налоги. С точки зрения российских чиновников, нарушаются правила единого таможенного пространства и субсидирование Беларусью производства своих телевизоров.

Кроме того, острой проблемой, непосредственно влияющей на ход унификации пошлин, остается несогласованность действий российской и белорусской сторон. Конкретные решения, как правило, принимаются каждой страной самостоятельно в зависимости от текущих экономических потребностей и без предварительных консультаций с партнером. В результате периоды выравнивания в ставках таможенных пошлин сменяются очередным увеличением расхождений.

На процессе формирования единого таможенного пространства отрицательно сказывается сохранение различного порядка предоставления тарифных льгот. Согласно Декрету Президента Республики Беларусь 11 от 19 апреля 2002 г. "Об отмене индивидуальных льгот по налогам, сборам и таможенным платежам и о совершенствовании государственной поддержки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" были признаны утратившими силу некоторые правовые акты Президента РБ по данному вопросу. Однако, по оценке специалистов Представительства ГТК России при ГТК Беларуси, немалая часть документов, предоставляющих "точечную поддержку", продолжает действовать. Более того, как следует из высказываний высшего руководства РБ, белорусская сторона, отнюдь не намерена отказываться в полном объеме от практики оказания индивидуальной поддержки.

Продолжают сохраняться различия и в части применения нетарифных мер внешнеэкономической деятельности. Особенности политики белорусского руководства на этом направлении определяют сохранение достаточно широкого набора инструментов, в том числе и в торговле с Россией, многие из которых у нас в настоящее время практически не используются или используются в ограниченном объеме. Это, в частности, касается института спецэкспортеров, государственной регистрации внешнеторговых контрактов, оказания поддержки отдельным экспортерам через индивидуальные льготы, в том числе в части упрощения таможенных процедур. И хотя в последнее время меры нетарифного регулирования все больше уступают место тарифным инструментам, их значение продолжает оказывать серьезное влияние на формирование единообразной конкурентной среды для российских и белорусских производителей.

До настоящего времени окончательно не устранены различия в ставках налога на добавленную стоимость (НДС), применяемых в России и Беларуси при ввозе товаров из третьих стран. Так, в отношении лекарственных средств и изделий медицинского назначения в России взимание НДС осуществляется по ставке 10%, а в Беларуси предусмотрено полное освобождение. В свою очередь в России в отношении периодических печатных изданий, за исключением продукции эротического и рекламного характера, а также учебной и научной литературы предусмотрено взимание 10% НДС, в то время как в Беларуси - 20%.

Не удалось пока полностью ликвидировать и расхождения в ставках акцизов. Сегодня дифференциация сохраняется по 407 наименованиям товаров. Кроме того, хотя в Беларуси принцип установления ставки акциза унифицирован с российским, однако имеют место различия в валюте ставки акцизов: в России - рубли, а в Беларуси - евро. Несогласованность нормативной базы России и Беларуси при установлении единого таможенного пространства создала условия для незаконного импорта алкоголя, табачных изделий и других подакцизных товаров.

Завершение работы по формированию единого таможенного пространства России и Беларуси зависит от того, насколько быстро будет продвигаться процесс унификации таможенных тарифов, систем косвенного налогообложения, валютного и экспортного контроля, а также единых мер нетарифного регулирования, как сторонам удастся выйти на взаимоприемлемые компромиссные решения. Пока же различия в этих позициях не позволяют нам отказаться от осуществления таможенного контроля на российско-белорусской границе, за упразднение которого решительно выступает руководство Беларуси. Кроме того, непонятно, как страны - члены Таможенного союза будут участвовать в международной торговле при разных сроках их вхождения во Всемирную торговую организацию.

Экономика России: XXI век