09.11.15

Поворота на Восток во внешней торговле мы еще не ощущаем

Председатель правления Совета по развитию внешней торговли и международных экономических отношений Максим Черешнев рассказал «ФедералПресс», почему экспортно-инвестиционный форум, который пройдет в ноябре в Москве, станет настоящей ярмаркой, за что китайцы любят хабаровское мороженое и какова роль России в производстве айфонов.

Максим Андреевич, 20 ноября в Аналитическом центре при правительстве РФ впервые в нашей стране пройдет Российский экспортно-инвестиционный форум (REIF) с участием иностранных компаний и организаций продвижения торговли. Чего вы от него ожидаете?

Мы давно хотели провести такой форум и долго анализировали различные мировые примеры – китайский, корейский, где проводятся большие «ярмарки» – fair. Просто в русском понимании «ярмарка» несет другую коннотацию – это и место встречи b2b-партнеров из разных уголков мира, и демонстрация потенциала, который может предоставить наша страна как экспортер, и открытие для себя новых возможностей импорта, и презентация инвестиционных проектов: страны узнают для себя Россию, в которую можно инвестировать, с которой можно сотрудничать, с которой они хотят сотрудничать. О своем участии в мероприятии заявили около 500 человек из разных стран.

Среди участников наблюдается ли какой-то перевес – например, число заявок из Азии больше, чем из Западной Европы?

Безусловно. Сегодня преимущественно азиатские страны проявляют повышенный интерес к России. Это и Индия, и Пакистан, и Китай, и Индонезия, и Малайзия, и Корея. Восточные государства спешат воспользоваться сложившимся инвестиционным климатом и нынешним восприятием России в мире в сторону увеличения сотрудничества. Кроме того, к нам приедут и участники из Африки, скажем. Россия – это большой рынок, занимающий десятое место в мире, с которым интересно взаимодействовать.

Изменение геополитической ситуации в мире резко повлияло на международные экономические отношения России с другими государствами?

Поворота на Восток во внешней торговле мы еще не ощущаем… То есть мы ощущаем повышенный интерес, а по статистике и по фактическому товарообороту, конечно, так быстро ничего не может поменяться. Все внешнеэкономические отношения складывались годами, и западные партнеры остаются партнерами. Единственное, есть поворот в сознании экспортеров в сторону того, чтобы попробовать начать работать с Азией.

Если взять статистику, то основными торговыми партнерами в январе – августе среди стран дальнего зарубежья были Китай, с которым товарооборот составил $41,4 млрд, Нидерланды – $30,7 млрд, Германия – $30,6 млрд, Италия – $21,9 млрд, Япония и Корея – $14 млрд и $12 млрд соответственно. Понятно, что из-за переоценки рубля в долларовом эквиваленте наблюдается небольшое снижение, но в абсолютном измерении есть даже динамика роста.

Значит, основных партнеров из западных стран мы не потеряли?

Не потеряли и не потеряем. Недаром мы воспринимаем площадку форума как место знакомства, которое будет дальше продолжаться. У нас по-прежнему идет товарооборот с Соединенными Штатами Америки, с Европой. Санкционный список небольшой и касается лишь точечных отраслей – он не такой широкий, чтобы поменять структуру во внешней торговле. Так, 45,7 % российского товарооборота в январе – августе составил Европейский союз, 12,4 % – страны СНГ, 27,7 % – страны АТЭС.

Да, Азия проявляет к нам интерес, а в Европе на все смотрят через призму (это не моральные вопросы все же, и политическими их назвать нельзя) вопросов – хотят ли они или нет. И это влияет прежде всего на желание сегодня начинать отношения с экспортерами. Когда говорят о том, что санкции могут повлиять на взаимоотношения, то говорят о долгосрочном будущем. Но нам хочется, чтобы Россию воспринимали в Европе и везде на Западе как хорошего, надежного партнера, а не как страну, где есть геополитические вопросы. Задача Совета – работать в существующих реалиях и не касаться вопросов политики. А торговые отношения будут нужны всегда вне зависимости от общей ситуации.

Можно наблюдать, что на первый план в качестве торговых партнеров России выходят бывшие союзные республики. Почему?

Страны СНГ являются нашими традиционными партнерами, на них приходится 12,4 % существующего экспорта. Исторически и географически намного удобнее работать с близлежащими странами, нежели со странами дальнего зарубежья. Идет большое взаимодействие и с Казахстаном, и с Белоруссией. Мы как Совет по развитию внешней торговли направляем делегации в Киргизию, в Таджикистан, в Армению. Это делегации бизнеса, которые либо уже работают, либо хотят работать и выходят на взаимодействие с этими рынками. Недавно, к примеру, мы подписали Соглашение с Фондом поощрения экспорта и инвестиций Азербайджана (AZPROMO).

Возрастает роль ЕАЭС, который создан для того, чтобы снять внутренние барьеры в торговле (на эти страны приходится 17,1 %). Идет работа по снятию не только таможенных пошлин (в странах ЕАЭС их уже нет), но и так называемых нетарифных барьеров – препятствий по сертификации товаров и т. д. Я думаю, что в ближайшее время ЕАЭС станет единым рынком, где компании смогут беспрепятственно осуществлять между собой торговлю.

Важно то, что ЕАЭС работает над зонами свободной торговли. Подписано соглашение с Вьетнамом о зоне свободной торговли, в ближайшее время будет подписано соглашение с Израилем и целый ряд других соглашений.

Какие факторы тормозят развитие экспорта в России?

Это, конечно, доступ к дешевым кредитным ресурсам. В других странах предприниматели могут получить кредит под 1, 2, 3 процента. У нас такого нет. Сейчас создан Российский экспортный центр, с которым мы взаимодействуем и в рамках которого работают Росэксимбанк и ЭКСАР. Они снимают часть вопросов, но в любом случае эта тема все равно остается ключевой. Даже достаточно льготное финансирование, которое может обеспечить Росэксимбанк, едва ли сопоставимо с китайскими, корейскими, японскими банками, которые помогают своим экспортерам.

Другой вопрос, с которым мы тоже сталкиваемся, это амбиции самих экспортеров. Знаете, часто бывает такое: приходит завод, который частично производит продукцию на экспорт. Спрашиваем: «Почему вы не развиваете экспортные поставки?» – «Ну, это так дорого, это тяжело, здесь нужны компетенции, нужно понимание рынка, нужно открывать филиалы. А так есть несколько геймеров, они покупают, и нормально». Поэтому амбиции плюс компетенции – это то, чего еще не хватает.

В данный момент запускается программа по подготовке экспортеров: важно повышать их навыки, как выходить на внешние рынки. Мы взаимодействуем с Институтом экспорта Великобритании, в рамках которого дают не просто общее понимание о внешней торговле, а точечные знания – например, готовят специалистов по работе с Индонезией. А Индонезия – это огромный рынок – 250 млн человек. У каждой страны при экспорте есть своя специфика: где-то нужно сотрудничество с местными партнерами, где-то нужно открыть свой филиал – все везде по-разному и требует сильной и упорной работы.

Для выявления амбиционных предпринимателей мы сделали рассылку, которую получают еженедельно все потенциальные экспортеры, которые есть в нашей базе, а их там порядка десяти тысяч компаний. Задачей этого экспорт-дайджеста является демонстрация возможностей внешних рынков, прямо, предметно, точечно, case by case.

Так, предприниматели из Хабаровска производят мороженое, являющееся одним из самых популярных на севере Китая, и наши производители занимают достаточно большой рынок. Или предприниматель из Иркутска выпускает хлебобулочные изделия и экспортирует их в Китай. Надо понимать, что такие большие страны, которые с нами граничат, как Китай, и являются огромным рынком. И когда мы показываем успешные истории, предприниматели задумываются о том, как «переупаковать» себя, чтобы на них выйти.

Наверное, Восточный экономический форум стал эффективной площадкой презентации Дальнего Востока странам Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР)?

ФедералПресс