29.01.10

Правительство ужесточило условия льготной сборки иномарок в России

Государство ужесточает условия сборки иномарок и беспошлинный ввоз автокомплектующих в Россию. Сегодня "РГ" публикует совместный приказ минэкономразвития, минпромторга и минфина о внесении изменений в правила промышленной сборки в России. На днях документ зарегистрирован в минюсте.

Как сказали "РГ" в минпромторге, отныне таможенные льготы иностранным автопроизводителям, решившим выпускать машины в нашей стране, будут распространяться только на модели, которые собираются по полному циклу. Среди новшеств, прописанных в приказе, в частности, есть пункт, который обязует компании переводить на полный цикл сборку именно всех автомобилей, производимых в России, а не нескольких моделей из всех.

Напомним, промышленная сборка - это серийное производство иномарок в России из автокомлектующих, ввозимых из-за рубежа. Если сейчас за ввоз новых иномарок приходится платить тридцатипроцентную пошлину, то ввоз деталей для сборки внутри страны либо не облагается пошлинами, либо пошлины составляют максимум 5 процентов. Именно эти выгодные условия заставляли ведущие зарубежные концерны приходить в Россию в 2006 - 2007 годах и заключать соглашения с правительством РФ. Кроме того, в них они принимали обязательства не позднее чем через 24 месяца после организации на предприятии сварки, окраски и сборки кузова сократить ввоз автокомпонентов не менее чем на 10 процентов. А за 4,5 года сократить перечень ввозимых компонентов на треть. Но выяснилось, что обязательства по развитию в России полного цикла сборки авто с привлечением автокомпонентов многие автозаводы не выполняют. И дальше отверточной сборки не идут.

"Правительство наводит порядок с тем, чтобы дисциплинировать компании. Но при этом не нарушает инвестиционных соглашений и обязательств, которые подписало с зарубежными автоконцернами. А значит, условия их работы в России не могут быть ухудшены", - подчеркивают в минпромторге.

С тем, что обязательства, которые приняли на себя иностранцы, должны исполняться, согласно подавляющее большинство экспертов российского авторынка. В последнее время многие из них критиковали правительство за то, что оно закрывало глаза на нарушения отдельными иностранными партнерами соглашений и графиков режима промсборки. К тому же, пользуясь непрописанными в соглашениях санкциями за нарушения режима промсборки, производители восприняли это как лазейку. Импортные автодетали, предназначенные для целевого использования при промсборке российских иномарок, стали уходить на вторичный рынок, продаваться в магазинах. Усилился в России по системе льготной растаможки и поток деталей с дефектами, которые также успешно реализовывались в рознице. Теперь все лазейки прикрыты.

По словам директора аналитического агентства "Автостат" Сергея Целикова, например, завод "Фольксваген" выпускает сегодня в Калуге 18 моделей, но только два автомобиля собирает по полному циклу, со сваркой и окраской кузова. Это, кстати, помогло компании удерживать цены на все свои модели, а в результате его доля рынка в кризис выросла в 1,5 раза. Теперь предприятие должно будет оставить только те модели иномарок, которые переведены на полный цикл промсборки. "С точки зрения развития в России полноценного автопрома - это однозначно правильно", - заключает эксперт. По его словам, документ поможет всколыхнуть рост рынка автокомпонентов. Отрасль, которая сегодня находится в России в зачаточном состоянии, 400 - 500 предприятий, выпускающие комплектующие, работают, в основном на старый автопром - ВАЗ, ГАЗ, оживет. "Под сборку иномарок задействовано всего два-три десятка предприятий, что крайне мало", - поясняет Целиков. "Теперь сборщики иномарок будут вынуждены искать поставщиков в России, инвестировать средства в создание совместных предприятий по выпуску комплектующих", - добавляет эксперт.

Концерны, которые еще не успели запустить автосборку в России, вряд откажутся от проектов, рассчитывая, что в течение двух ближайших лет "бескрайний авторынок" России восстановится, делают вывод эксперты.

Справка " РГ"

Renault Logan использует сегодня более 40% автокомпонентов российских поставщиков. Ford - 30%. KIA Spectra - 20%. FIAT Ducato - от 32 до 50%. SsangYong около 14%.

Российская газета; 29.01.10