23.11.05

Правоохранительный блок: работа строится системно

Правоохранительный блок традиционно занимает важное место в структуре таможенных органов. Какие тенденции прослеживаются в его сегодняшнем развитии? С какими проблемами приходится сталкиваться? Как можно повысить эффективность работы правоохранительных подразделений? Об этом рассказывает заместитель руководителя ФТС России Николай Волобуев.

Николай Анатольевич, современная концепция развития таможенных органов исходит из презумпции добросовестности участников ВЭД. Подтверждается ли этот посыл практикой?


- Как показывает уже почти двух летняя практика работы по новой редакции Таможенного кодекса РФ, большинство участников ВЭД нацелились на работу в правовом поле. К сожалению, на фоне возрастающего товарооборота количество недобро совестных предпринимателей не снижается. Вряд ли здесь можно назвать точные цифры: мы фиксируем только конкретные случаи неисполнения законодательства.

- Меняется ли структура правонарушений в области таможенного дела?

- Структура преступлений и правонарушений меняется соответственно социальному и техническому прогрессу. Модернизируются старые и появляются новые способы ухода от таможенных платежей: под мена товаросопроводительных документов, сокрытие товаров от таможенного контроля, использование двойного комплекта документов, создание фирм-однодневок.

- Это характерно для нашей страны и стран СНГ, а на Западе недостоверное декларирование - архаичное правонарушение в силу значительного развития технологий оформления и контроля, внедрения информационных технологий и экономической невыгодности нелегальных способов ведения бизнеса. Основная правоохранительная работа там связана с пресечением контрабанды -провозом запрещенных товаров, товаров двойного назначения, оружия, взрывчатых веществ, наркотиков.

У нас иная ситуация, и роль правоохранительного блока в структуре таможенных органов объективно возрастает. Правоохранительные подразделения, которым в соответствии с законом разрешено проводить оперативно-розыскные мероприятия, имеют возможность своими методами не только выявлять нарушения закона, но и предупреждать их.

Идущая сейчас модернизация таможенных органов, внедрение электронного декларирования и применение информационных технологий также наносят удар по традиционным способам нарушений таможенных правил и имеют правоохранительную составляющую в своей основе.

-Сейчас в большей степени обращают внимание на экономическую эффективность таможни. Какие при меры говорят, что таможенный закон по-прежнему нуждается в защите силой?

- Защищать таможенное законодательство с применением оружия и специальных средств таможенника ми приходится в основном вне пунктов пропуска через государственную границу и вне мест таможенного оформления. В 2004 году оружие применялось сотрудниками СОБРа одиннадцать раз, все они прокурату рой были признаны правомерными. В этом году оружие также неоднократно применялось для задержания транспортных средств при попытках пересечения границы.

- Как перестраивается работа правоохранительного блока в рамках административной реформы?

- С самого начала одной из главных задач была кадровая политика, очищение таможенных органов от недобросовестных сотрудников и воспитательная работа.

Мы в первую очередь обратили внимание на правоохранительный блок с точки зрения как соблюдения законодательства и уважения к закону в целом, так и специфических методов работы, связанных с законом об оперативно-розыскной деятельности. Особое внимание было уделено кадровой составляющей, смене отдельных руководителей правоохранительного блока. В первую очередь, в Управлении собственной безопасности, главная задача которого - борьба с коррупцией. Наверное, было бы большой ошибкой считать, что процесс завершен.

С другой стороны, не стоит огульно охаивать сотрудников таможенной службы. Проработав год и несколько месяцев в таможенной системе, могу сказать: мое мнение изменилось в лучшую сторону. Здесь служит много порядочных, достойных и добросовестных людей, настоящих профессионалов своего дела.

Но надо обратить внимание и на то, что у нас по сравнению с прошлым периодом увеличилось количество уголовных дел, возбужденных против таможенных сотрудников и служащих. С одной стороны, безусловно, эффективнее стали работать подразделения собственной безопасности, а с другой, к сожалению, уровень взяточничества и должностных преступлений не становится меньше. Отмечу, что работа по выявлению злоупотреблений должна вестись предметно, не задевая интересы добросовестных таможенников и участников ВЭД, без привнесения элемента всеобщей подозрительности. Не дай Бог, мы какими-то действиями обидим достойного человека. В этом смысле закон об оперативно-розыскной деятельности стоит на страже интересов добросовестного служащего, позволяя эту работу вести конспиративно, не нарушая нормального хода вещей и уважая устои коллектива.

-И участника ВЭД, очевидно...

- Мы исходим из того, что государство должно получать сполна с тех участников ВЭД, которые нарушают закон. Когда в основании правонарушения нет злостных намерений, для нас важно, чтобы своевременно были уплачены таможенные платежи и штрафы. К такому участнику ВЭД мы относимся достаточно лояльно и рассчитываем, что он извлечет урок из дела об административной ответственности. Есть и другие случаи - когда откровенную контрабанду участник ВЭД пытается выдать за случайное нарушение таможенных правил. Здесь мы должны выступать с жестких позиций и требовать незамедлительного исполнения законодательства.

- В июне этого года Всемирная таможенная организация утвердила стандарты безопасности, принятые большинством таможенных администраций мира. На первый план выходит предварительное уведомление, электронное декларирование, работа по профилям риска. Говоря простыми словами, профиль риска - это информация о возможных признаках нарушения таможенного законодательства. Здесь мы до сих пор определяем, где должно быть место правоохранительного блока, а где -иных подразделений. Я убежден, что Главное управление по борьбе с контрабандой в своей работе прежде всего должно опираться на закон об оперативно-розыскной деятельности. Моя позиция: анализом и управлением рисками должно заниматься прежде всего ГУОТК, а ГУБК, оперативные таможни на основе получаемой оперативной информации обязаны помогать формировать профили риска.

- Какова в этой связи должна быть роль правоохранительных подразделений в системе анализа и управления рисками?

- Инспектор должен знать профили риска и осуществлять работу по ним на таможенном посту при оформлении товара. Сотрудник правоохранительного подразделения должен подключаться, когда в соответствии с профилем риска выявлены признаки правонарушения. До этого момента оперативник не должен вмешиваться в нормальный процесс таможенного оформления.

Сейчас завершается работа над программным обеспечением, которое позволит по локальной сети замкнуть таможенные посты, таможни, региональные управления и центральный аппарат. Это позволит своевременно передавать информацию из ГУОТК в ГУБК и оперативные таможни, которые могут организовать проверку эффективности профиля риска. Без современных информационных технологий мы погрязнем в бумаготворчестве.

С другой стороны, с чего начинается оперативно-розыскная деятельность? С получения упреждающей информации о возможном нарушении закона. На Западе даже появился термин: таможенная разведка. В этом смысле работа с профилями риска также связана с получением упреждающей информации, которую надо перепроверять. ГУБК, как я уже сказал, должно заниматься не формированием профилей риска, а давать информацию, где по каким-то причинам наметилось слабое звено - среди участников ВЭД, на складах временного хранения, по конкретным направлениям ВЭД, по конкретной номенклатуре товаров. Формирование профиля риска производится путем анализа документов подразделениями ГУОТК, а оперативные подразделения могут и должны участвовать в этой работе предоставлением упреждающей информации.

Далее их черед наступает, когда таможенный инспектор убедился, что профиль риска работает: в одиночку инспектору сложно выявить всю совокупность признаков преступления и процессуально грамотно их зафиксировать.

- Николай Анатольевич, вы отметили, что меняется криминологический облик преступности в области таможенного дела. Как служба борется с общими причинами, а не частными проявлениями?

- Действующий сейчас кодекс более демократичен, таможенное оформление более либерально, время на таможенное оформление сокращено, на первый план выходит работа с высокими технологиями, электронное декларирование, анализ рисков, предварительное уведомление и получение упреждающей информации. Поэтому большое значение имеет обмен информацией со странами, с которыми у нас подписаны соответствующие соглашения. Эта работа, требующая тщательной проработки, сейчас идет с Финляндией, Китаем.

Например, китайская статистика показывает, что экспорт в Россию перешагнул 20 миллиардов долларов. Наша статистика показывает данные на 6 миллиардов меньше. Я задавал торговому атташе Китая вопрос, как так может быть. Он отвечает: у вас плохо работают таможни.

Да, у нас есть проблемы, но у стены всегда есть две стороны. Китайские таможенники оформляют тот товар, который действительно загружен в контейнеры. Затем уже на нашей территории идет подмена документов, инвойсов и так далее. Цену этой проблемы показывает разница данных двух официальных статистик. Если мы хотим решить проблему, контакт таможенных администраций должен быть подкреплен контактами и обменом информацией соответствующих правоохранительных служб.

Субъективным препятствием, полагаю, в этом вопросе являются определенные опасения, что предварительное информирование сделает северный рынок менее привлекательным для китайских экспортеров. А Россия потребляет в огромном количестве продукцию мелкого и среднего производителя и взамен дает валюту, которая нужна Китаю для дальнейшего продвижения вперед.

Конечно, меняется криминология внешнеэкономической сферы, придумываются различные ухищрения, в том числе с использованием информационных технологий. У нас сейчас вводится электронное декларирование, к 2008 году этот процесс необходимо завершить. Электронная информация может быть легко проверена и проанализирована на любом этапе. Но под эту схему работы, по нашим данным, уже подстраиваются некоторые умельцы и готовятся ее обойти. У нас уже были случаи, когда компьютерная информация не доходила до органа, который должен был ее контролировать.

Мы много говорим о добросовестных и недобросовестных участниках ВЭД, но надо обратить внимание и на тех, кто работает в так называемом около таможенном бизнесе и по-прежнему заинтересован в получении прибылей, которые не вмещаются в разумные пределы. На Западе, например, 20 процентов считаются хорошей прибылью в около таможенном бизнесе. У нас даже сто для некоторых мало, подавай тысячу. Отсюда огромная заинтересованность в том, чтобы правдами и неправдами обойти таможенный контроль. Руководитель фирмы, имеющей внешнеэкономические связи, в большей степени заинтересован в стабильности своего бизнеса, а не в сверхприбыльности отдельных внешнеторговых операций. У него о производстве и сбыте голова болит, а не о том, как придумать очередную аферу.

- Что вы можете противопоставить этому творчеству ?

- Подготовленный кадровый состав - с точки зрения отношения к делу, ответственности и порядочности, и вместе с тем высокопрофессиональный, обученный, умеющий работать на уровне современных технологий. Это - задача и общая, организационно-управленческая, и конкретная, индивидуально-личностная. Так, в УСБ мы недавно создали подразделение, которое занимается, в том числе, анализом информационной безопасности. Пока серьезных проблем мы не выявили. Значит, нам удалось в данном случае сработать на опережение.

Второй аспект - личность оперативного сотрудника. Любой оперативный работник, приходящий на работу в таможенные органы из федеральной службы безопасности, из органов прокуратуры, из института правоохранительной деятельности РТА, нуждается в том, чтобы вникнуть в таможенную специфику - каким бы опытным он ни был. Мне самому, контрразведчику с тридцатилетним стажем, пришлось взять учебники и разбираться в тонкостях таможенного оформления. Этими вопросами оперативный работник должен владеть, иначе он не сможет понять, где ждать недостоверное декларирование или контрабанду. Соответственно, мы должны организовать профессиональную подготовку для тех, кто осуществляет оперативно-розыскную деятельность в области таможенного дела.

Третий аспект - организация работы оперативного работника. Принципы, методы, силы и средства - это все прописано в законе об оперативно-розысной деятельности. В том числе и вспомогательный аппарат. Я вам прямо скажу: это - агентура, никуда мы от этого слова не денемся. За последний год мы сократили агентурный аппарат на 70 процентов: это был балласт, сплетники, а не помощники. Нам не нужны стукачи, нам нужны честные люди, информация которых защищает интересы государства. По каким-то причинам кто-то не может открыто заявить о том, что видит каждый день, но в разговоре с нашим сотрудником он сообщает очень полезную информацию, которая становится основой для дальнейшей оперативной работы. Поверьте, у нас немало людей, которые болеют за будущее России и готовы помогать правоохранительным подразделениям.

-Как такие люди выходят на кон такт с вашими сотрудниками?

- Вы спрашиваете о телефонах доверия? Да, порой эта форма оказывается очень действенной. Но профессионализм оперативника, в частности, в том заключается, что бы, общаясь с коллегами, видеть, кто болеет за дело, а кто ищет в этом деле лазейку. Кстати, тех, кто лазейку ищет, также можно привлекать к сотрудничеству, но это уже называется профилактикой правонарушений и имеет иную мотивацию.

- Мы сейчас собираемся открыть на интернет-сайте горячую линию. По опыту предыдущей работы знаю, что она может быть очень эффективной. Бывает, человек попал в определенные обстоятельства, слава Богу, не преступил закон, но не знает, как от этого освободиться, очистить душу и вернуться на нормальный путь жизни.

В дальнейшем мы установим специальный телефон, куда может позвонить любой участник ВЭД в любой момент, хоть ночью. С этим телефоном должны работать и Управление собственной безопасности, потому что по нему могут сообщать о фактах взяточничества или вымогательства, и Главное управление по борьбе с контрабандой, потому что может поступать информация о признаках контрабанды или недостоверного декларирования.

- Как меняется организация работы сотрудника правоохранительного блока?

- Начинать надо с конкретного участка работы оперативника. У меня сложилось впечатление, что работа по линии ГУБК и оперативных таможен строилась в режиме ожидания: если где-то выявлены нарушения в ходе досмотра - тогда оперативная таможня вступала, засучив рукава. Однако работа должна строиться системно. Должны быть расставлены вехи и указатели, как на дороге, от анализа предварительной информации и выстраивания схемы получения сигналов о возможных правонарушениях до прогностической оценки развития ситуации.

И конечно, четкая постановка задач. Возьмем, к примеру, борьбу с наркотиками, которой занимаются различные службы. На всех уровнях я говорю: в нашей стране наркотики в массовых масштабах не производятся, к нам они попадают из-за рубежа. Роль таможни - не пропустить наркотики в страну. Именно на это и ни на что другое должна быть направлена деятельность соответствующих подразделений. Внутри страны искать наркотики - это функция иных служб, не надо их подменять, каждый должен знать свои задачи в рамках действующего законодательства.

Каждый же оперативный работник должен знать свой маневр в рамках общей задачи, определенной таможенным законодательством. В этой связи мы подумали о введении формализованной еженедельной отчетности, по примеру иных служб. Сначала сопротивление было страшное, дескать, наш оперативник не сможет, времени не хватит и так далее. Как это не хватит времени? Нередко в шесть часов уже никого нет на месте.

Я предложил ввести формализованную справку-отчет о работе за неделю по конкретным позициям: какова оценка оперативной обстановки, какие новые моменты оперативник видит на своем участке с точки зрения таможенного оформления, какие выявлены признаки контрабанды, какие данные он передал для формирования профилей риска и так далее. Этот мобилизующий, организующий и отчетный документ не только дисциплинирует оперативного работника по формальным признакам, но и помогает расставить приоритеты, организовать рабочее время для выполнения главных задач.

-Учитываете ли вы в борьбе с негативными явлениями материальные условия и моральный климат в таможенном коллективе?

- Как и пограничники, таможенники стоят на границе. И как все люди, они подвержены влияниям, просьбам больших людей, соблазнам. Есть много желающих сыграть на этих соблазнах, чтобы создать для себя послабления, особые условия. Мы постоянно на переднем фронте, мы в постоянной борьбе и сами с собой, и с внешними силами. Мы - на линии борьбы с настоящим врагом, которого мягко называем недобро совестные участники ВЭД . Некоторые из них являются закоренелыми преступниками. Некоторые рядятся в овечью шкуру, ссылаются на благотворительность: дескать, мы фонд поддерживаем, ветеранам помогаем, а вы нас...

- Конечно, таможеннику сегодня материально тяжело работать. Президент и правительство понимают эти проблемы, идут навстречу. Я имею в виду повышение жизненного уровня таможенников. Хотя нужно понимать, что уровень доходов - не панацея от всех бед. Немало примеров, когда состоятельные люди идут на преступления, связанные со взяточничеством и коррупцией. Таков бывает психологический склад у человека - имея много, хочет получить непомерно много.

Но в целом убежден, что повышение уровня зарплаты - это мера, которая позволит профессионалу держаться за службу. Для большинства сотрудников, которые в своей массе честны и порядочны, уменьшится соблазн отойти от профессиональной этики.

Второе - это профилактическая и воспитательная работа. У нас этой работой никто не занимается: во всяком случае, за год я не увидел системы в работе Управления кадров по этому направлению. В прежние времена, плоха или хороша, система воспитательной работы действовала. Потом ее поломали, ничего не предложив взамен, кроме церкви. Но больше половины таможенников в церковь не ходят. Поэтому надо придумывать что-то свое. Возможно, используя традиции таможенной службы, одного из старейших институтов государства, надо морально заинтересовывать людей, показывать перспективность и благородство профессии.

В этой связи считаю, что тон должны задавать сотрудники правоохранительного блока. Они каждый день сверяют свои действия с нормой закона - об оперативно-розыскной деятельности, о службе в таможенных органах, таможенным кодексом. Каждый день на чаше весов у них судьба конкретного человека - участника ВЭД, работника около таможенной сферы, инспектора таможни. Поэтому глубоко убежден: поведение, подход к делу и моральный облик сотрудников правоохранительного блока служат камертоном правосознания в таможенном коллективе. От этого очень многое зависит.

- Как работа через общественные организации, в частности, в Клубе военачальников России, помогает решать задачи правоохранительного блока и ФТС России в целом?

Это новая общественная структура, независимая и некоммерческая. Членами клуба являются ветераны-военачальники, представители силовых и правоохранительных структур страны. Президентом клуба избран бывший министр обороны РФ маршал Игорь Сергеев.

Я вхожу в консультативный совет, который взаимодействует с федеральными органами законодательной и исполнительной власти. Задача клуба - объединить и сохранить профессиональный потенциал высших офицеров в интересах развития гражданского общества, а также вести координационную работу с ветеранскими организациями, которые пока у нас не всегда взаимосвязаны. Это - мощный ресурс кадровой и воспитательной работы. Полагаю, накопленный опыт таможенных ветеранских организаций также будет востребован и учтен в деятельности Клуба военачальников.

Беседу вел Дмитрий Котиков

Журнал Таможня 20 от 31.10.05