18.03.08

Правый руль опять хоронят



Совсем недавно в прессе Европейской России вновь появились материалы, предрекающие совсем скорую кончину правого руля. По утверждению интернет-издания Gazeta.Ru, в 2010 г. ввоз подержанных праворульных автомобилей должен окончательно прекратиться. Причем смерть серого автоимпорта вызовут естественные причины - повышение благосостояния граждан и массовое распространение леворукой альтернативы.

До обещанного срока осталось всего два года, поэтому состоянию приморского авторынка, как наиболее подверженного влиянию праворульного импорта, следует уделить особое внимание: неровен час, можно прозевать кардинальные перемены, обещанные московскими аналитиками.

"Зеленый угол" многие считают большой автомобильной барахолкой. Между тем это в чистом виде конкурентный рынок, с участием множества независимых продавцов и множества покупателей. И этот рынок очень чутко реагирует на любое изменение конъюнктуры.

- Подобные утверждения мы слышим уже не первый год, - говорит находкинский автодилер с пятнадцатилетним стажем Валерий ПАСЕЧНИКОВ. - Если Москва не решится на силовую операцию против подержанного автоимпорта, то правому рулю в ближайшей перспективе ничего не грозит. А силовые методы, вроде прямого запрета эксплуатации праворулек, чреваты социальными волнениями, ведь речь идет о частной собственности.

За морем житье не худо

Инфляция и слухи о предстоящей деноминации рубля подогрели спрос на японские автомобили, и, вопреки прогнозам, вместо общего спада дальневосточный авторынок в январе испытывал подъем. Машины раскупались, как холодное мороженое в летнюю жару. Оживление царило как на "Зеленом углу", так и на находкинском и уссурийском рынках. Ажиотажу не помешал даже подъем цен, вызванный как внутренними, так и внешними факторами. К последним можно отнести выросший курс иены по отношению к доллару.

Из внутренних факторов, помимо общих инфляционных процессов, следует выделить несколько других причин, оказавших влияние на цены дальневосточного авторынка. Первая - подорожание хранения автомобиля на таможенном складе. К примеру, стоимость услуг известной компании - оператора СВХ "Торговый центр" ВМТП поднялась в среднем на 1000 руб. Не отстают и другие.

К системе стремятся и другие структуры, обслуживающие приморский автоимпорт. Так, все громче заявляет о себе Россельхознадзор, стремящийся получить свою долю пирога и настаивающий на поголовной санобработке всего поступающего из-за моря автотранспорта. Как считает помощник руководителя приморского отделения Россельхознадзора Виталий САЛЕНКО, таможня не вправе выпускать со склада автомобили без прохождения фитоконтроля.

- За минувший год только 70 тысяч из 270 тысяч единиц поступившего автотранспорта прошли санитарный контроль. Остальные вышли за ворота порта без соответствующей обработки, - сетует Виталий Павлович, - это чревато распространением в стране карантинных вредителей.

Хранить машины в ожидании санобработки на подорожавшем складе явно будет накладно для предпринимателей, поэтому нетрудно предположить, что они скорее предпочтут "договориться" с санитарами, чем стоять в длинной очереди на обработку.

Об увеличении накладных расходов автодилеров, связанном с отсутствием в таможне обновленного справочника ценовой информации (мини-каталога), наша газета уже сообщала. Как пообещал начальник отдела контроля таможенной стоимости Вадим БУШУЕВ, эта проблема будет решена после утверждения Москвой поправок в действующий мини-каталог.

Но даже несмотря на перечисленные выше факторы, способствовавшие росту цен на японские автомобили, их популярность среди дальневосточных покупателей все равно остается столь высокой, что предрекать естественную смерть рынку праворулек в 2010 г., наверное, преждевременно.

Овес нынче дорог

Цены растут не только на сами автомобили, но также и на "питание" для них. В 2001 г. литр бензина АИ-95 стоил 11 руб. Спустя семь лет стабильного и поступательного развития российской экономики его цена возросла до 25 руб. Как этот фактор повлиял на продажи японских "праворулек" в Приморье? "Да, пожалуй, никак, - отвечает дилер "Зеленого угла" Игорь ДЕГТЯРЕНКО, - покупатели, конечно, спрашивают про расход топлива, но практически никогда этот показатель не является решающим при покупке. Люди ориентируются, в основном, на цену самого автомобиля, а сколько он потребляет топлива - для большинства дело десятое. Те, у кого есть деньги на Harrier, наверняка найдут и средства на его заправку. А у кого нет, берут машины попроще и с расходом пониже".

Означает ли это, что покупатель переориентировался на малолитражки? Совсем нет. Спрос на такие машины стабилен и держится примерно на одном уровне много лет. Некоторый рост их продаж связан больше не с вопросами экономии топлива, а с выходом на рынок новой массовой аудитории женщин - водителей, которые стараются приобрести для себя недорогое и компактное транспортное средство.

Левый руль

Одной из составных частей прогноза Gazeta.ru является вера в победный марш левого руля "от Москвы до самых до окраин". Оптимизм подогревает бум продаж новых иномарок, наблюдающийся в западных регионах. Наши предприниматели не остались в стороне и за минувшие два года открыли на Дальнем Востоке ряд представительств европейских компаний - автопроизводителей. Однако их успехи в деле продвижения новых автомобилей пока скромны. Исключение составляет разве что Mercedes, который благодаря имиджу марки не испытывает недостатка в клиентах.

Аукционная статистика

Японские автомобильные аукционы - самая бурноразвивающаяся отрасль восточного авторынка. Компании, предлагающие услуги приобретения и доставки машин с торговых площадок Страны восходящего солнца, растут, как грибы после дождя. На сегодняшний день только во Владивостоке их количество переваливает за сотню, аналогичные фирмы появились практически во всех крупных городах страны. Интернет сделал возможным совершать покупки, не сходя с места, и многие клиенты с запада не преминули воспользоваться этим преимуществом: теперь они сами "нажимают на кнопки", после чего ждут приобретенную на аукционе машину, которую брокеры доставляют практически на дом. При этом вовсе не факт, что товар пойдет транзитом через российский Дальний Восток. Несмотря на все увещевания правительства и попытки привлечь внимание к возможностям Транссиба иностранных инвесторов, даже свои, российские, купцы, зачастую везут товар из Японии морем до Новороссийска, а оттуда - своим ходом в центральные области. Так получается дешевле.

Аукционы оттянули на себя значительную часть покупателей, и их доля в общем объеме дальневосточного авторынка продолжает расти. По некоторым данным, уже до 50% сделок в автомобильном секторе приходится именно на аукционы.

- Однако полностью изжить рынок у них не получится, - высказывает собственное мнение Андрей ЖДАНОВ, продавец уссурийского авторынка "Железка", - во-первых, аукционы не охватывают большой сегмент сельских покупателей, многие из которых вообще не знают, что такое Интернет. Во-вторых, остается еще немало людей, которым важно видеть автомобиль вживую, ведь речь в любом случае идет о подержанной машине.

Золотой Рог (Владивосток) ; 18.03.2008