06.10.05

Правый руль задавят не мытьем катаньем?

Новые правила расчёта стоимости автомобилей, ввозимых в Роосию из Японии неизбежно повысят пошлины на тысячи долларов

5 октября Дальневосточное таможенное управление (ДВТУ) переполошило пол-Владивостока, сообщив о новых правилах оценки ввозимых авто популярных марок Mitsubishi и Toyota. Сразу же заморозились продажи на авторынках города и поставки машин из Японии по отлаженным каналам в РФ и СНГ. Уже в четверг в центре Владивостока прошла стихийная акция протеста продавцов иномарок. А Антикоррупционная коалиция Приморья (АККП) направила в адрес Германа Грефа, министра, курирующего таможню РФ, гневное письмо, предрекающее Приморью "усиление коррупции и всплеск социального недовольства". В чем дело?

ДВТУ: "Поводов для беспокойства нет"

Как сообщила "Н" пресс-секретарь ДВТУ Полина Стецуренко, причины столь яростного протеста ей не понятны: "Таможенные нововведения если и отразятся негативно на ком-то, то это будет категория граждан нечестных, привыкших привозить дорогие авто по заниженной цене. Остальным ввоз авто, возможно, обойдется даже дешевле, чем раньше".

суть дела

С 5 октября ДВТУ, по указанию Федеральной таможенной службы (ФТС) РФ, ввело новые правила расчета стоимости ввозимых автомобилей от 1998 года выпуска. Новый расчет основывается на специально разработанном мини-каталоге, содержащем ценовую информацию на авто, бывшие в эксплуатации, ввозимые на таможенную территорию России из Японии. Главная цель создания мини-каталога, как уверяют таможенники, - "достижение методического единообразия и исключение субъективного подхода и возможных при этом ошибок". Если раньше таможня использовала в работе тарифные сетки, в которых приводились средние цены на импортные автомашины с учетом только трех параметров - марки, года выпуска и объема двигателя, то в основу мини-каталога положена информация о стоимости новых машин из японских каталогов, являющихся официально опубликованными источниками ценовой информации.

Уже создана и направлена в дальневосточные таможни первая часть мини-каталога - с ценовой информацией на автомобили марок Mitsubishi и Toyota. Сейчас готовится информация по Daihatsu и Subaru, на очереди автомобили других японских марок. Кроме того, ДВТУ начинает подготовку к созданию каталога ценовой информации на автомобили, ввозимые из Республики Кореи. Более подробного комментария ДВТУ не дает. Хотя есть на что.

Автобизнес: "Пошлины возрастут многократно"

Представители автобизнеса не разделяют спокойствия таможенников, видя за новой схемой расчета стоимости автомобилей их резкое подорожание. По данным популярного сайта www.auto.vl.ru, новая сетка увеличит таможенные сборы за иномарки на тысячи долларов.

Как сообщают авторы сайта, теперь стоимость авто будут рассчитывать, пользуясь каталогами Automotive Guidebook of Japan, которые ежегодно выпускаются в Японии. Исходя из их цен, определяется цена подержанной иномарки в зависимости от возраста. Таможня считает, что после одного года использования автомобиль стоит 72% от первоначальной цены, два года - 62%, три - 54% и т.д.

В итоге пошлины на большинство иномарок вырастут на несколько тысяч долларов. Но чаще всего оценочная стоимость авто превышает его реальную рыночную стоимость, что дает повод усомниться в правильности выбранных коэффициентов старения машин. Так, согласно японской аукционной статистике, средняя стоимость Toyota Corolla 2002 года с двигателем 1,8 л составляет $7500 с учетом 5% налога, а по новой сетке - $9060. По старой сетке она составляла $4600.

Автовладельцы: "Всё это происки Москвы"

По мнению Виталия Береговского, секретаря АККП, речь идет не просто об ущемлении интересов автолюбителей, а о признаках "провала реформы административной реформы госслужбы России". Как казано в письме Грефу, "в таможенной службе сделано все возможное для процветания коррупции и наращивания социального напряжения на территории Дальнего Востока".

Однако по результатам опроса, проведенного на сайте www.auto.vl.ru, свыше 70% из более чем 1,5 тысячи респондентов уверено, что повышение сборов - не инициатива таможенников, а часть политики правительства по лоббированию интересов отечественного автопрома, в данном случае направленной на снижение объемов автоимпорта из Японии. Интернет-издание "Газета.Ru" тоже видит в нововведении таможенников старую борьбу правительства с правым рулем.

Кстати, на недавней прямой линии Владимир Путин на вопрос, запретят ли в России машины с правым рулем, ответил "нет" и сказал правду. Ведь правительство уже придумало, как приостановить ввоз праворульных машин, не компрометируя себя, - свалить это на таможенников. Зачем запрещать, когда можно просто сделать невыгодным?

Ежедневные новости 06.10.05