25.07.13

Предварительное информирование: единая позиция бизнеса и государства

Сокращение времени таможенных операций – этот вопрос находится под постоянным вниманием и Федеральной таможенной службы, и деловых кругов.

24 июля 2013 года Федеральная таможенная служба совместно с Некоммерческим партнерством Профессиональных таможенных операторов провела видео-конференцию "Актуальные вопросы таможенного оформления и таможенного контроля товаров, перемещаемых морским транспортом. Настоящее и перспективы". В мероприятии приняли участие ведущие специалисты Северо-Западного, Южного и Дальневосточного таможенных управлений, в регионе деятельности которых находятся морские (речные) порты. На конференцию были приглашены руководители и специалисты компаний, участвующих в перевозке товаров морским транспортом, разработчики программного обеспечения, представители деловых кругов, объединяющих участников внешнеэкономической деятельности.

Статс-секретарь, заместитель руководителя ФТС России Татьяна Голендеева подчеркнула, что таможенная служба – одно из самых открытых ведомств. ФТС России, как и бизнес-сообщество, заинтересована в оптимизации таможенного администрирования и со своей стороны делает все необходимое для того, чтобы сократить время перемещения грузов. По словам Татьяны Голендеевой, такой формат мероприятия как видео-конференция позволяет Федеральной таможенной службе постоянно поддерживать устойчивую обратную связь с деловыми кругами и на этой основе принимать совместные решения, способствующие повышению инвестиционной привлекательности России.

Доклад и.о. первого заместителя начальника Главного управления организации таможенного оформления и таможенного контроля (ГУОТОиТК) Сергея Амельяновича был посвящен правовому регулированию таможенного контроля и таможенного оформления товаров, перемещаемых морским транспортом.

Совершенствование нормативно-правовой базы является приоритетным направлением работы Федеральной таможенной службы. При этом акцент делается на необходимости законодательного закрепления новшеств, которые таможенники используют в своей работе, сообразуясь с требованиями времени.

В настоящее время во всех морских пунктах пропуска успешно используется технология бескомиссионного оформления морских судов. Уже сейчас около 70% от общего количества судозаходов в порты Российской Федерации оформляются таможенными органами без выхода должностных лиц на борт судна.

По данным за первый квартал этого года, среднее время совершения операций непосредственно на борту судна составляет 96 минут, а при документальном контроле, без выхода на борт, - 35 минут. Согласно мониторингу, проведенному Южным таможенным управлением, предварительное информирование уменьшает время оформления одного судна практически в 9 раз для судов с грузом и более чем в 20 раз - для судов без груза.

Федеральная таможенная служба разрабатывает проекты нормативных актов, призванных совершенствовать законодательную базу, направляет их на согласование в другие федеральные ведомства.

И хотя законодательные инициативы ФТС России не всегда оперативно согласовываются, как положительный пример необходимо отметить, что 24 июля в «Российской газете» был опубликован приказ Федеральной таможенной службы от 1 марта 2013 г. №372 г. «Об установлении особенностей таможенного транзита в отношении товаров, перемещаемых морским транспортом». Документ вступит в силу через 30 дней после опубликования, то есть в конце августа.

С целью создания благоприятных условий для ускорения товарооборота через таможенную границу Таможенного союза, сокращения времени совершения таможенных операций, повышения эффективности таможенного контроля в морских (речных) портах ГУОТОиТК ведет работу по введению предварительного информирования о товарах, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза водным видом транспорта.

Эксперимент по внедрению новой таможенной технологии начался в мае 2011 года на таможенном посту Морской порт Восточный Находкинской таможни.

Достигнутые результаты по оптимизации сроков нахождения товаров, перемещаемых в контейнерах, на территории порта Восточный получили положительную оценку у Правительства РФ. Этот факт отражен в протоколе совещания, состоявшегося 28.06.13. в г. Находка, у Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации И.И. Шувалова. Распространение результатов эксперимента на другие морские пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации признано возможным.

К июню 2014 года планируется презентовать единую платформу взаимодействия ФТС России и участников внешне-экономической деятельности: информационный проект «Морской порт». Сейчас, по словам Сергея Амельяновича, завершаются конкурсные процедуры по заказу на разработку макета этого портала, который будет направлен на объединение всех заинтересованных сторон в оформлении грузов на морских пунктах пропуска.

Введение предварительного информирования о товарах, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза водным видом транспорта, предусмотрено и Дорожной картой, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2012 г. № 1125-р.

Предварительное информирование станет обязательным в 2014-2015 году.

Опыт работы, накопленный региональными таможенными управлениями, лег в основу Положения Федеральной таможенной службы об особенностях осуществления отдельных таможенных операций с применением этой технологии.

Одновременно с сокращением сроков таможенного оформления ФТС России проводит большую работу, решая вопрос о предоставлении в электронном виде для проведения таможенного контроля разрешительных документов, выдаваемых другими федеральными органами исполнительной власти (лицензии Минпромторга, лицензии ФСТЭК, карантинные фитосанитарные сертификаты, разрешения МВД на ввоз оружия, заключения ГК РЧ на ввоз радиоаппаратуры).

Результатом прошедшей конференции стал вывод о том, что оптимизация таможенных операций будет способствовать повышению эффективности как отдельных портов, так и повышению конкурентоспособности российских портов в целом, и, следовательно, ответственность за окончательные сроки доставки товаров должны нести все участники логистической цепочки.

Пресс-служба ФТС РФ 25.07.13