Преимущества получения статуса уполномоченного экономического оператора
Таможенный кодекс Евразийского экономического союза и подготовленный в его развитие федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержит в себе большое количество новелл. Наиболее существенные изменения претерпел институт уполномоченного экономического оператора (далее – УЭО). В результате институт УЭО приблизился к международным стандартам.
Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС) предусмотрел целый ряд идей, соответствующих общемировым стандартам и трендам. В отличие от положений предшествующего Таможенного кодекса Таможенного союза, юридические лица со статусом УЭО относятся к категории низкого уровня риска; существенно увеличено количество предоставляемых специальных упрощений; закреплена норма об отсутствии необходимости внесения обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов при проверке документов и сведений, при контроле таможенной стоимости или при проведении таможенной экспертизы.
В настоящее время интерес к получению статуса УЭО среди крупных компаний значительно вырос. Но пока еще количество уполномоченных экономических операторов в общем числе участников внешнеэкономической деятельности продолжает оставаться незначительным.
Важным нововведением института УЭО по ТК ЕАЭС является установление трех типов свидетельств. Градация типов свидетельств и соответствующих им специальных упрощений соответствует аналогичной практике в других государствах (например, в Китае и государствах Европейского союза).
Под специальными упрощениями понимаются особенности совершения отдельных таможенных операций и проведения таможенного контроля и иные особенности применения положений настоящего Кодекса, применяемые в зависимости от типа свидетельства уполномоченного экономического оператора.
Свидетельство первого типа дает право уполномоченному экономическому оператору пользоваться следующими специальными упрощениями:
1) совершение таможенных операций, связанных с прибытием товаров на таможенную территорию Союза, убытием товаров с таможенной территории Союза, таможенным декларированием и выпуском товаров в первоочередном порядке;
2) непредоставление при помещении под таможенную процедуру таможенного транзита товаров, декларантом которых выступает уполномоченный экономический оператор, обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин;
3) непредоставление обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при выпуске товаров, декларантом которых выступает уполномоченный экономический оператор, с особенностями, предусмотренными статьями 121 и 122 ТК ЕАЭС (проверка таможенных и иных документов и сведений и выпуск товаров при необходимости проведения таможенной экспертизы);
4) выпуск товаров до подачи декларации на товары;
5) проведение таможенного контроля в случае его назначения в форме таможенного осмотра или таможенного досмотра в первоочередном порядке;
6) признание таможенными органами в качестве средств идентификации пломб, наложенных уполномоченным экономическим оператором на грузовые помещения (отсеки) транспортных средств или их части. Требования к таким пломбам определяются Комиссией;
7) неустановление маршрута перевозки товаров в отношении товаров, перевозимых уполномоченным экономическим оператором;
8) приоритетное участие в проводимых таможенными органами пилотных проектах и экспериментах, направленных на сокращение времени и оптимизацию порядка совершения таможенных операций;
9) осуществление перевозчиком, являющимся уполномоченным экономическим оператором, разгрузки, перегрузки (перевалки) и иных грузовых операций с товарами, находящимися под таможенным контролем и вывозимыми с таможенной территории Союза, за исключением товаров, перевозимых (транспортируемых) в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, а также замены транспортных средств международной перевозки, перевозящих такие товары, другими транспортными средствами, в том числе с удалением наложенных пломб и печатей, без разрешения таможенного органа, в регионе деятельности которого осуществляется соответствующая операция, или без его уведомления.
Свидетельство второго типа дает право уполномоченному экономическому оператору пользоваться следующими специальными упрощениями:
1) временное хранение в сооружениях, помещениях (частях помещений) и (или) на открытых площадках (частях открытых площадок) уполномоченного экономического оператора товаров уполномоченных экономических операторов;
2) временное хранение в сооружениях, помещениях (частях помещений) и (или) на открытых площадках (частях открытых площадок) уполномоченного экономического оператора товаров лиц, не являющихся уполномоченными экономическими операторами, если это предусмотрено законодательством государств-членов;
3) доставка товаров в зону таможенного контроля, созданную в сооружениях, помещениях (частях помещений) и (или) на открытых площадках (частях открытых площадок) уполномоченного экономического оператора, их размещение в такой зоне таможенного контроля, проведение таможенного контроля и совершение таможенных операций, связанных с завершением действия таможенной процедуры таможенного транзита, в таких сооружениях, помещениях (частях помещений) и (или) на открытых площадках (частях открытых площадок);
4) проведение таможенного контроля в сооружениях, помещениях (частях помещений) и (или) на открытых площадках (частях открытых площадок) уполномоченного экономического оператора;
5) совершение таможенных операций, связанных с таможенным декларированием и выпуском товаров, в таможенном органе, отличном от таможенного органа, в регионе деятельности которого находятся товары, если такие таможенные органы расположены на территории одного государства-члена. Законодательством государств-членов о таможенном регулировании может устанавливаться порядок совершения указанных таможенных операций при применении этого специального упрощения;
6) проведение таможенного контроля в случае его назначения в форме таможенного осмотра или таможенного досмотра в первоочередном порядке;
7) применение уполномоченным экономическим оператором средств идентификации, используемых таможенными органами в порядке, определенном в соответствии с пунктом 7 настоящей статьи;
8) непредоставление обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при выпуске товаров, декларантом которых выступает уполномоченный экономический оператор, с особенностями, предусмотренными статьями 121 и 122 ТК ЕАЭС (проверка таможенных и иных документов и сведений и выпуск товаров при необходимости проведения таможенной экспертизы);
9) выпуск товаров до подачи декларации на товары;
10) непредоставление обеспечения исполнения обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин при отсрочке уплаты ввозных таможенных пошлин в соответствии с пунктом 1 статьи 59 ТК ЕАЭС (отсрочка уплаты ввозной таможенной пошлины), если уполномоченный экономический оператор выступает декларантом товаров.
Свидетельство третьего типа дает право уполномоченному экономическому оператору пользоваться специальными упрощениями, предусмотренными для свидетельств 1 и 2 типов.
ЕЭК вправе определять иные специальные упрощения, не предусмотренные ТК ЕАЭС, предоставляемые уполномоченным экономическим операторам.
Кроме того, ЕЭК вправе определять случаи и (или) категории товаров, при которых и (или) в отношении которых отдельные специальные упрощения, предусмотренные настоящей статьей, не применяются. В настоящее время действует Решение Комиссии Таможенного союза от 16.06.2010 № 323, которое определяет невозможность применения специальных упрощений в отношении подакцизных товаров, подлежащих маркировке.
В итоге количество специальных упрощений, которые предоставляются УЭО, увеличилось с 3 до 19 (для свидетельства 3 типа). При этом специальные упрощения, связанные с транзитом товаров, можно применять на всей территории ЕАЭС.
Поскольку статус УЭО по ТК ЕАЭС был приближен к международным требованиям, то это отразилось на увеличении количества требований к соискателям данного статуса.
Условия включения в реестр УЭО определены в статье 433 ТК ЕАЭС и дополнены статьей 383 Федерального закона 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Пресс-служба СКТУ