Премьер провел беседу с руководителем Федеральной таможенной службы России
В.В.Путин: Проблема известна. Обсуждали ли Вы растаможивание на границе - там, где товар поступает, - а не только в столичных городах и пунктах растаможки. Как идет работа в этом направлении?
А.Ю.Бельянинов: Владимир Владимирович, 26 июня Вы давали поручение о разработке ряда мероприятий по переносу таможенного оформления на внешние границы нашей страны. Вообще задача достаточно тяжелая и сложная, потому что все годы стратегия развития таможни России была направлена на внутренние регионы, и тому было объяснение. Все это было достаточно правильно и справедливо.
Мы много поработали - 29 августа состоялась Коллегия Федеральной таможенной службы, на которой мы приняли Концепцию переноса таможенного оформления на внешние границы.
Первым этапом, который мы для себя наметили, является перенос в 2008-2009 году таможенного оформления из Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга. Только в Москве 58 пунктов таможенного оформления - явно избыточное количество.
В любом случае, это очень серьезное мероприятие, мы готовимся к нему и уже делаем первые шаги. Но главное, чтобы в эту работу поверил бизнес, потому что на границах нашей страны необходимо заново отстраивать транспортно-логистические центры с таможенным оформлением. Без крупного бизнеса, без участников внешне-экономической деятельности, заинтересованных в развитии такого рода деятельности, нам не обойтись.
Но мы видим, что эту работу мы выполним. Хотя мы разбили ее на два этапа - до 2011 года, но, видимо, работа будет продолжаться и после 2011 года. Первые шаги мы делаем уже сейчас.
Основная цель Концепции - обеспечить экономическую безопасность нашей страны. Наряду с механическим перемещением таможенного оформления мы видим, что сейчас мы можем формировать и транспортные товарные потоки в интересах нашей страны. До недавнего времени таможня шла за бизнесом. Тогда, когда нам всего не хватало, когда нам завозили всякого рода товары - годные и негодные, таможня приспосабливалась к бизнесу. Сейчас, мне кажется, ситуация обратная, и мы в состоянии повести бизнес за собой, но при соблюдении определенных правил, которые мы разработали и будем вырабатывать дальше, потому что поэтапность этой работы очевидно важна. Думаю, что бизнес в нас поверит.
В.В.Путин: При суперконцентрации пунктов таможенного оформления в столичных городах антикоррупционная составляющая меньше не стала.
А.Ю.Бельянинов: На границе легче контролировать эти процессы и легче бороться с коррупцией. Есть одна достаточно весомая причина, которая будет затруднять эту работу, - это отсутствие профессиональных кадров в тех регионах, куда мы будем выносить таможенное оформление. Но у нас есть и резервы: например, на южных границах развитая таможенная инфраструктура имеет достаточно серьезную недозагрузку. Вместе с заинтересованными министерствами и ведомствами мы будем направлять туда товарные потоки.
В.В.Путин: Как Вы решаете эту задачу сегодня?
А.Ю.Бельянинов: Мы думаем, что до конца года ряд таможенных постов, складов в Московском регионе будут закрыты. В Санкт-Петербурге эту работу мы достаточно успешно проводили и выносили таможенные посты за пределы города. На Дальнем Востоке сейчас мы видим, как будут перемещаться места таможенного оформления, собственно, к границе. Так что План перемещения таможенного оформления из Москвы и Московского региона существует, и мы в соответствии с этим Планом уже начали работу. Даже не дожидаясь утверждения Концепции.
В.В.Путин: Хорошо. Сейчас Вы сказали об обеспечении экономических интересов страны. Я разговаривал с некоторыми губернаторами из Сибири. Они утверждают, что несовершенство наших правил и законодательства в области таможенного дела приводит к тому, что транспортные самолеты, которые следуют транзитом в Российскую Федерацию - в частности, в столичные города и европейскую часть - не могут у нас дозаправляться в силу якобы каких-то таможенных процедур или их отсутствия. И они вынуждены совершать промежуточные посадки в сопредельных государствах, отчего наши транспортные предприятия несут убытки, или, точнее сказать, недополучают значительный объем средств. Это называется - недополученная выгода.
А.Ю.Бельянинов: Владимир Владимирович, я не соглашусь с мнением отдельных губернаторов, потому что не существует таможенных ограничений по поводу мест декларирования товаров и доставки. У нас практически в каждом субъекте Федерации существует таможенный орган. Если речь идет о сибирских губерниях, то самолеты могут совершать посадки в Новосибирске, Омске. Там может быть произведен таможенный досмотр, если существуют подозрения о каких-то противоправных действиях. Но разгрузиться там - в Новосибирске или в Омске - и заявить таможенное оформление ничто не мешает нашим транспортным компаниям, нашим перевозчикам и участникам внешне-экономической деятельности...
В.В.Путин: Не разгружаться. Вопрос-то в том, чтобы транзитный рейс следовал дальше.
А.Ю.Бельянинов: Если речь идет о транзите, то они открывают транзитный режим, дозаправляются и летят в то место назначения, в ту точку Российской Федерации, куда изначально планировали лететь. Я не вижу проблемы на самом деле.
В.В.Путин: Но они-то видят, они говорят, что есть препятствия, которые заставляют перевозчиков использовать аэропорты сопредельных государств.
А.Ю.Бельянинов: Наверное, это - от недоработки Таможенной службы с губернаторами. Даю Вам обещание, что с губернаторами Омской и Новосибирской областей я встречусь и разъясню им существующее положение. И у нас вопросов не будет никаких.
В.В.Путин: Договорились.
“Металлоснабжение и сбыт”, 11.09.08