01.06.11

Прервать на границе

Прямое пригородное сообщение между Белгородом и Харьковом может быть прекращено

Железнодорожники России и Украины договариваются о размене пригородных поездов на границе. Пассажирам, следующим в соседнее государство, придётся делать пересадку. Эта мера поможет бороться с контрабандой.

По словам гендиректора ППК «Черно­земье» Виктора Шубина, сегодня нет чётких правил организации международного пригородного сообщения. Зато сообщение есть. «Ситуация приводит к проблемам в продаже билетов, распределении доходов и расходов за перевозку. Кроме того, эти поезда облюбовали контрабандисты, что вызывает опоздания из-за таможенного контроля», – говорит Виктор Шубин.

Сейчас идёт согласование нового графика движения на участке Белгород – Харьков. Планируется, что каждая из дорог будет перевозить пассажиров лишь по своей территории, а пересадку организуют в Наумовке (Россия) и Казачьей Лопани (Украина). В расписании движения предусмотрят время, необходимое для досмотра пассажиров и их перехода из поезда в поезд.

Зато выявление пограничниками и таможенниками нарушителей и незадекларированного груза больше не будет отражаться на продолжительности поездки. Пока же, по данным начальника Белгородской пригородной дирекции Юрия Рассказова, с начала года на границе выбито из графика уже 60 электропоездов. Так, 25 мая поезд простоял лишние 64 минуты из-за необходимости проверки большого объёма ввозимого багажа.

Контрабандисты переправляют из России на Украину всё, от бумажных пакетов до велосипедных шин. По словам начальника сектора технологического контроля Белгородской дирекции по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении Андрея Черных, в одном вагоне электрички порой перевозится по 500–700 кг груза. Товары нужно только разделить на десяток-полтора человек, и таможенники не смогут предъявить законных претензий: каждый вправе перевезти через границу до 50 кг ручной клади. Люди уверяют, что везут коробками консервы, сыр или одежду для себя или родственников. То, что так говорят две трети пассажиров с одинаковыми коробками, не является основанием для претензий во время таможенного контроля.

С электричками, следующими с Украины, тоже возникают проблемы. Пассажирам, среди которых 20–30 грузчиков, не хватает времени выгрузить весь товар на коротких остановках между Наумовкой и Белгородом. «Им не важно, задержится ли электричка, они могут несколько раз подряд срывать стоп-краны, главное – выгрузить», – поясняет главный инженер Белгородской пригородной дирекции Михаил Лобас. Причём они не только сбрасывают коробки, а ещё и принимают товар, который надо будет везти в Харьков.

Такая ситуация возникает только в поездах украинского формирования, из-за того что те ходят в удобное для контрабандистов время.

Законопослушные же пассажиры избегают ездить в этих электричках, а из-за регулярных опозданий и вовсе пересаживаются в маршрутки. Даже просто попасть в вагон – серьёзная проблема, нужно пробраться мимо составленных у дверей штабелей из сумок и тележек.

«В каждом вагоне ездят одни и те же люди, они занавешивают окна от жары, потому что фактически живут в поезде, приезжая домой только ночевать. Они не дают сесть обычному пассажиру на скамейку, заявляя, что там занято. На самом деле берегут место для размещения коробок. Так что единственной действенной мерой по перелому ситуации я считаю размен поездов на границе», – говорит Юрий Рассказов.

«Первая реакция Администрации железнодорожного транспорта Украины на предложение о размене поездов оказалась негативной. Однако мы надеемся, что на совещании по вопросам пассажирских перевозок, которое пройдёт 8 июня в Белгороде, это удастся решить», – отмечает первый заместитель начальника службы предоставления услуг инфраструктуры в пассажирских сообщениях ЮВЖД Денис Вакуленко.

Впрочем, с Украиной останутся и беспересадочные маршруты, в частности поезд «Князь Владимир», в котором погранконтроль проводят во время движения.

Гудок