15.02.10

Прибалтику выручит логистика

Для Литвы, Латвии и Эстонии жизненно важным является получение максимальной прибыли от транзита грузов с востока на запад и в обратном направлении через их территории. В период кризиса именно логистика может выручить экономику прибыльными транспортными проектами.

Потенциал логистики как мудрой отрасли заключается в том, что она выбирает профессионалов, которые смогут для своих проектов отыскать наиболее выгодные решения. При таких условиях легче реализовать те новшества, которые рынки наших клиентов в государствах ЕС и СНГ ждут уже давно. Имеются в виду центры логистики для обслуживания международных поездов (например, «Балтика-Транзит», «Зубр», «Викинг»), взаимовыгодное сотрудничество портов и железной дороги, совершенствование таможенных операций с грузами. И все эти новые продукты логистики в Балтии вполне возможны за нормальную цену (пока же российские получатели грузов вынуждены переплачивать солидные суммы).

Как же сделать и в период кризиса оптимальными транзитные логистические услуги, предлагающие клиентам выгодные цены и скорость доставки грузов, их сохранность, возможность выбора наиболее удобного вида транспорта или их эффективного сочетания?

Прежде всего надо объединить усилия местных, действующих с большой отдачей центров дистрибуции и логистики. На днях компания Ruslan International на самолёте АН-124 доставила в Ригу газовый генератор весом 46 тонн. С начала 90-х годов грузы такого рода через столичный аэропорт транспортируются впервые. Этот рейс подтвердил конкуренто­способность воздушной гавани в области грузовых перевозок, возможность рационально интегрировать здесь услуги транспорта и логистики. Международный аэропорт Риги благодаря мастерам логистики становится важным узлом авиационного сообщения стран Евросоюза с государствами Дальнего Востока и Азии.

Ещё пример. Литовские железные дороги (LG) создают свой публичный логистический центр (ПЛЦ). Предполагается, что он начнёт работать в 2012 году. На его территории планируется соорудить интермодальные терминалы. Центр позволит расширить рынок обслуживания в Клайпедском порту, а основная часть грузов между Вильнюсом и Клайпедой будет перевозиться поездами или автомобилями.

Однако многие грузоотправители работают по старинке, предпочитают вместо дешёвых поездов использовать дорогие автомобили, потому что так привычнее и удобнее, на их взгляд, растаможивать грузы, в частности на складах Москвы. А если груз идёт на Восток, в Китай? Не имея обоснованных расчётов продвижения товаров по территории тех или иных государств, не располагая данными, на каких участках пути целесообразно использовать автомобили, а на каких – железную дорогу, отправители теряют время и деньги.

Поэтому нужны новые подходы для повышения КПД региональной логистики. Транспортные институции Еврокомиссии этим вопросом не занимаются, по крайней мере, – в Восточной Европе. Видимо, инициативу должны проявить министерства транспорта балтийских государств. Возможно, в этой работе пожелают участвовать Белоруссия и Польша.

Следует по возможности объединять действующие центры железных дорог, аэропортов, морских гаваней для совместной работы, которые учитывали бы мировой опыт продвижения транзита. И такой опыт есть. Континентальные центры логистики успешно действуют в Германии. Литовские железнодорожники, приступая к созданию своих ПЛЦ, подписали договор о сотрудничестве с германской компанией Logistiknetz. В соглашении предусмотрено поощрение развития интермодального транспорта в коридоре «Восток – Запад», особенно между создаваемыми в Литве ПЛЦ и «грузовыми деревеньками» в столичном регионе Германии.

Немецкая компания с её «складами-деревеньками» располагает большими потенциальными возможностями в сфере логистики. Выгодное географическое положение региона Берлин – Бранденбург и современная, хорошо развитая инфраструктура позволяют совершать прямые перевозки во все стратегически важные центры логистики по всей Европе. В течение одного дня посредством грузовых автомобилей и железных дорог обслуживаются более чем 200 млн потребителей. Сегодня эту работу выполняют 150 тыс. профессионалов. По прогнозам, именно этому региону будет принадлежать ведущая роль в грузообороте товаров в Европе в 2020 году.

Создание новых систем и центров логистики и дистрибуции в выгодных местах – важнейший «проездной документ» для балтийского транзита. А сотрудничество с Россией поможет странам-соседям добиться стабильного потока транзитных грузов, будет содействовать развитию единого транспортного рынка Евразии.

Гудок; 15.02.10