17.04.08

Причины и следствие

О причинах коррупции в таможенной и транспортной сферах и о том, как обеспечить безопасность граждан на объектах железнодорожного транспорта, «Гудку» рассказал Сергей Забатурин.

– Сергей Владимирович, каков основной спектр задач, решаемых управлением в настоящее время?

– В июле 2007 года законодательное закрепление получила давно обсуждавшаяся в юридических кругах идея отграничения надзора за предварительным следствием и самого следствия. В результате с 7 сентября прошлого года в системе российской прокуратуры создан и функционирует Следственный комитет и его органы. С сентября прошлого года образовано и действует Московское межрегиональное следственное управление на транспорте (ММСУТ). Следователями управления уже закончено 351 уголовное дело, из которых порядка 70 возбуждено по фактам должностных преступлений, совершённых сотрудниками органов внутренних дел на транспорте и таможенных органов.

К сожалению, одной из сфер в нашем государстве, где процветает коррупция, стала таможенная. Нередко таможенники получают взятки за послабления при проведении контрольных мероприятий в отношении перемещаемых товаров, а порой и попросту за деньги «закрывают глаза» на откровенную контрабанду. Это уже сложившаяся система коррупционных отношений между предпринимателями и чиновниками таможенных органов. Причём в ней задействованы сотрудники различных уровней, и коррупция в этой сфере серьёзно подрывает имидж страны. Нашим управлением заканчивается расследование уголовного дела по обвинению руководителя Зеленоградской таможни Алексея Коршунова и начальника таможенного поста Алексея Закуваева в получении взятки в размере $10 тыс. за ускорение процедур таможенного оформления. Их действия носили системный и целенаправленный характер. В ближайшее время дело будет направлено в суд.

Сильно распространена коррупция среди сотрудников органов внутренних дел на транспорте. Следователями СО при ЛОВД на станции Москва-Белорусская расследовалось уголовное дело по факту контрабанды алюминиевой ленты. Подразделениями собственной безопасности Московского УВД на железнодорожном транспорте и ДСБ МВД России с поличным задержан один из следователей, входивший в состав следственной группы по этому делу. Выяснилось, что в качестве фигурантов по нему проходили сотрудники одного из московских банков. Следователи предложили банкирам за взятку в $500 тыс. прекратить уголовное преследование и не создавать иных препятствий в работе банка. В январе в служебном кабинете одному из членов следственно-оперативной группы была передана половина суммы. Через несколько дней под контролем сотрудников ОСБ Московского УВД на железнодорожном транспорте следователям была передана оставшаяся часть взятки. Поскольку следователи являются лицами с особым правовым статусом, в отношении них установлен специальный порядок возбуждения уголовного дела. В целях осуществления их уголовного преследования Московским межрегиональным следственным управлением на транспорте направлены в суд представления о возбуждении ходатайств о даче соответствующих заключений в отношении трёх сотрудников СО при ЛОВД на станции Москва-Белорусская.

Также у нас есть данные о том, что на вокзалах и других объектах транспорта существует целая система милицейских поборов граждан. Нами расследуется ряд уголовных дел в отношении должностных лиц органов внутренних дел на транспорте, которые, по большому счёту, обирают эмигрантов.

– В чём вы видите корни проблемы и есть ли пути её решения?

– Проблема порождена дефицитом антикоррупционного законодательства. У нас отсутствует система противодействия коррупции, которая должна опираться на базовый закон «О борьбе с коррупцией». Очень давно, с 1995 года, говорят о принятии такого закона. Насколько известно, в настоящее время проект закона в очередной раз обсуждается в Госдуме. Однако до сих пор никаких сдвигов не произошло, поэтому говорить об успехах борьбы со взяточничеством не приходится. У нас даже законодательно не определено само понятие коррупции. Кроме того, российское законодательство испытывает недостаток нормативно-правовых актов, носящих предупредительный и профилактический антикоррупционный характер.

– Какой вид преступлений наиболее сложен в расследовании?

– Актуальна проблема совершения преступлений неформальными молодёжными группировками экстремистского толка. Нашими коллегами из следственного управления по городу Москве с начала года зафиксировано уже свыше 20 нападений скинхедов на лиц неславянской внешности в различных районах города. В силу доступности железнодорожного транспорта много преступлений совершается именно на таких объектах. Эти преступления носят системный характер, нападения инициируются определёнными силами, а сами экстремистские движения имеют внушительную финансовую подпитку. На транспорте есть серьёзные трудности для раскрытия таких преступлений, так как нападающие и жертвы никак не связаны с транспортной инфраструктурой и являются лишь пассажирами. Тем не менее есть успешно расследованные дела. К примеру, в июне прошлого года шестеро молодых людей, некоторые из которых состояли в незарегистрированной официально экстремистской организации «Славянское единство», находясь в вагоне электропоезда сообщением Орудьево – Москва, подвергли избиению двух уроженцев Дагестана и нанесли им множество ножевых ударов. По данному факту возбуждено уголовное дело. В течение месяца наши следователи совместно с сотрудниками Московского УВД на железнодорожном транспорте и Управления ФСБ России по Москве и Московской области проводили необходимые мероприятия по установлению лиц, совершивших указанное преступление. В результате виновные были задержаны и изобличены, судом им избрана мера пресечения в виде заключения под стражу. Расследование по делу практически завершено, и в ближайшее время уголовное дело будет направлено в суд.

– В ведении СУ находятся вопросы обеспечения безопасности граждан на транспорте. Реально ли повысить её уровень?

– Эта проблема представляется нам чрезвычайно острой. На объектах обслуживания в прошлом году было зарегистрировано свыше полутора тысяч случаев смертельного травмирования граждан. Ежедневно под колёсами подвижного состава гибнет от 5 до 10 человек. Конечно, в первую очередь причина травм кроется в невнимательности граждан. Но снизить её пагубные последствия – в наших силах. Надо отметить, что руководством РЖД принимаются меры по снижению травматизма, оно реагирует на наши представления по результатам расследования уголовных дел. Считаю, в настоящее время нужно возобновить широкое распространение элементарной социальной рекламы, предупреждающих плакатов, привлекающих внимание населения.

– Каковы в целом результаты работы Следственного комитета и управления за первые месяцы их существования?

– Могу привести один очень серьёзный показатель – в России с момента начала деятельности Следственного комитета было раскрыто 250 убийств, совершённых в прошлые годы. Подобного не было никогда. Думаю, что и другие серьёзные профессиональные победы впереди. Что касается деятельности ММСУТ, то удалось обеспечить стабильность и устойчивость следствия прокуратуры на транспорте. Отрадно, что к созданию управления с должным вниманием отнеслось руководство ОАО «РЖД» и Московской железной дороги, за что мы им признательны. Это свидетельство конструктивного подхода к решению государственных задач.

«Гудок», 17.04.2008