22.01.09

«Примерили» Концепцию

Концепция таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации, стала главной темой повестки дня последнего в 2008 году заседания Общественно-консультативного совета (ОКС) по таможенной политике при ФТС России.

Еще одной не менее важной темой стала тесно связанная с концепцией работа пунктов пропуска через государственную границу РФ, включая вопросы создания и функционирования зон таможенного контроля в пункте пропуска с учетом специфических особенностей видов транспорта, перемещающих товары через госграницу РФ. После того, как в августе 2008 года Концепция была представлена на коллегии Федеральной таможенной службы, началось ее широкое обсуждение на различных площадках и согласование с различными министерствами и ведомствами для последующей реализации. По словам статс-секретаря – заместителя руководителя ФТС России Сергея Шохина, этот документ представляет собой определенный революционный этап и в развитии таможенной службы. Правительство придает новым правилам таможенного оформления и таможенного контроля большое значение и даже критикует таможенную службу «за недостаточно ускоренную ее реализацию». Тем не менее, как сообщил участникам ОКС начальник Аналитического управления ФТС России Владимир Ивин, в настоящее время продолжается согласование Концепции, уже в первом квартале 2009 года намечено подготовить пакет необходимых документов для реализации ее положений.

Владимир Ивин также представил основные положения Концепции, указав на то, что ее осуществление позволит обеспечить весомые предпосылки для транспортной разгрузки пунктов пропуска на границе, в первую очередь крупных населенных пунктов, а также магистралей внутри страны. Кроме того, это позволит развить в экономическом и социальном отношении приграничные регионы, особенно приграничную полосу до 30 километров от государственной границы. Реализация Концепции поможет выставить эффективный заслон недостоверному декларированию, занижению таможенной стоимости, указанию неверных сведений о количестве, качестве, физико-химических и технических характеристиках товаров, их подмене, попыткам ухода от уплаты таможенных платежей в полном объеме и, как следствие, позволит увеличить доходную часть федерального бюджета.

В условиях непростой экономической обстановки в мире реализация Концепции самым положительным образом скажется на развитии социальной сферы, поскольку создание таможенно-логистических терминалов (ТЛТ) и околотаможенной инфраструктуры в приграничной полосе позволит повысить занятость населения, развить сфе- ру услуг, транспортное сообщение и так далее. Этому важному аспекту Концепции, подчеркнул Сергей Шохин, правительство придает особое значение. Наиболее острые дискуссии возникли вокруг строительства и оборудования ТЛТ на основе государственно-частного партнерства и экономической целесообразности реализации Концепции. По словам Владимира Ивина, экономические расчеты, произведенные специалистами ФТС России, показывают эффективность мер по переводу таможенного оформления в места, приближенные к государственной границе РФ. При этом четко прослеживается целесообразность реализации Концепции в транспортной сфере за счет использования внутренних тарифов и исключения перепробега транспортных средств, а также в сфере экономической составляющей таможенного оформления за счет уменьшения затрат на таможенные формальности.

Члены ОКС высказали пожелание поучаствовать в экономических расчетах и посвятить этой теме отдельное заседание ввиду ее чрезвычайной важности для бизнеса. Кроме того, было высказано опасение, к которому с пониманием относится и таможенное ведомство, что ТЛТ начнут самовольно устанавливать расценки. Поэтому ФТС России считает, что в целях исключения монопольного установления стоимости услуг, предоставляемых ТЛТ, целесообразно организовать жесткий контроль как со стороны Федеральной службы по тарифам, так и со стороны региональных комиссий по тарифному регулированию.

Не менее оживленные дебаты вызвало и обсуждение работы пунктов пропуска через государственную границу России. О некоторых специфических особенностях рассказали представители Ассоциации портов и судовладельцев речного транспорта (АПСРТ), Ассоциации морских торговых портов и Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП). По словам президента АПСРТ Александра Зайцева, к числу наиболее сложных проблем, касающихся таможенного оформления судов, относятся недостаточная численность штатного состава таможенных инспекторов и досмотр товаров и контейнеров только в светлое время суток, тогда как терминалы и порт работают круглосуточно.

Не решена, по его словам, также проблема обработки подакцизных товаров, которые в настоящее время разрешено обрабатывать в портах, получивших разрешение от таможни на работу с подакцизными товарами. Поэтому при наличии в судовой партии хотя бы одного контейнера с подакцизным товаром судовладелец и экспедитор вынуждены направлять теплоход в порт, согласованный с таможней. Это ограничение не способствует заинтересованности портов в работе с подакцизными товарами. Также одним из сдерживающих факторов повышения эффективности использования флота, осуществляющего внешнеторговые перевозки, считает Александр Зайцев, является проблема емонта судов за рубежом, и камнем преткновения в данном случае является толкование и применение таможенными органами статей 211 и 276 ТК РФ.

Он также коснулся и проблематики пунктов пропуска в морских портах, которые отчасти дублируют проблемы речных судовладельцев, например, в несоответствии режима работы таможни с производственным режимом, но и имеют свои отличия. Судовладельцы особое внимание обращают на: несоблюдение установленных приказом ГТК РФ от 12.09.2001 г. № 892 временных норм таможенного оформления судов; на комиссионное оформление приходов/отходов судов с участием всех контрольных органов, в результате чего нарушается продекларированный принцип «одного окна» и оформление судна длится часами при запрете на проведение грузовых работ; отсутствие оптимальных типовых схем контроля и оформления транспорта, физических лиц и товаров в пунктах пропуска; нерешенность вопросов по обустройству пунктов пропуска; установление единого балансодержателя, системы руководства, системы паспортизации, режима функционирования, определения правового статуса и основных функций пунктов пропуска.

Президент АСМАП Юрий Сухин начал свое выступление с оценки ситуации, складывающейся в настоящее время в автомобильных пунктах пропуска: «Она достаточно благоприятна. Гигантские очереди грузовиков на российско-латвийском и российско-финском участках границы практически исчезли». Однако, с сожалением добавил он, произошло это не благодаря внедрению новых перспективных таможенных технологий, а из-за охватившего российскую экономику мирового финансового кризиса. С октября 2008 года наблюдается существенное снижение объемов международных перевозок грузов автомобильным транспортом, что подтверждается, кроме всего прочего, количеством книжек МДП и разрешений, выдаваемых российским перевозчикам в АСМАП, а также данными мониторинга Ространснадзора.

В то же время, считает Юрий Сухин, данную вынужденную передышку можно использовать и во благо, чтобы еще раз пересмотреть используемые технологии, в первую очередь, принцип «одного окна» и предварительное информирование таможенных органов о перевозке товаров под таможенным контролем. Названные технологии должны способствовать сокращению времени таможенного контроля и оформления перевозок на границе. Нужна Интернет-программа, с помощью которой любое заинтересованное лицо может самостоятельно, без посредников, из любой точки заблаговременно передать информацию о перевозке товаров и транспортных средств, как это реализовано в Евросоюзе.

Что касается технологии «одного окна», то, как заметил глава АСМАП, «она заключается лишь в сдаче водителем грузовика документов работнику таможенной службы, контрольные же операции других государственных органов, например, на МАПП «Бурачки», по-прежнему выполняли их представители на АПП». Не работает Межведомственная интегрированная автоматизированная информационная система (МИАИС), что является обязательным условием внедрения новой технологической схемы организации пропуска через границу.

Свои предложения члены ОКС направили не только в Федеральную таможенную службу, но и в другие министерства и ведомства, от которых зависит решение названных в ходе обсуждения проблем, в том числе и по созданию МИАИС. Как заметил заместитель начальника Главного управления организации таможенного оформления и таможенного контроля Александр Дуров, «ее отсутствие до настоящего времени является существенным сдерживающим фактором в реализации положений Федерального закона № 266-ФЗ от 30.12.2006 года». Кстати, головным координатором работ по созданию МИАИС назначено Министерство связи и массовых коммуникаций РФ.

Генеральный директор ОАО «Аэрофлот – российские авиалинии» Валерий Окулов, говоря о взаимодействии авиакомпаний и таможенных органов, обратил особое внимание на вступление в силу с первого января 2009 года приказа ФТС № 1151 «Об утверждении порядка производства таможенного оформления воздушных судов, запасных частей и оборудования, необходимых для проведения ремонта воздушных судов». По его словам этот приказ установил четкий порядок действий должностных лиц таможенных органов и участников ВЭД при приостановлении и возобновлении действия таможенного режима временного ввоза. «Однако для того, чтобы новый порядок заработал в полном объеме, необходимо наработать практику его применения, как таможенным органам, так и авиакомпаниям», – сказал Валерий Окулов.

Участники заседания также утвердили план работы на 2009 год, в соответствии с которым первое заседание ОКС в новом году пройдет в марте.

Валентина ДУДКОВА

Журнал "Таможня" 22.01.09