25.07.06

Приморские порты начнут самостоятельную деятельность

Решение вопроса о временном прекращении государственного регулирования морских портов и организаций, оказывающих портовые услуги, приведет не только к здоровой конкуренции в данном рыночном сегменте, но и даст возможность снизить ряд тарифов.

Как отметил в разговоре с корреспондентом РИА Восток-медиа руководитель Управления Федеральной Антимонопольной службы (УФАС) по Приморскому краю Владимир Таланцев, на сегодняшний день на территории Приморья действуют 8 крупных океанских портов и более 100 компаний, оказывающих портовые услуги. Основным показателем их деятельности является наличие хоть одного метра причальной стенки. А дальше можно разгружать суда, давать место для швартовки, ставить рядом складские помещения и т.д. Такие причальные стенки имеют как зубры - Владивостокский торговый порт, Владивостокский рыбный порт, так разные предприятия и объединения, среди которых Дальзавод, Академия Наук, рыболовецкие колхозы. Приморские порты уже давно перестали быть специализированными, и наряду, например, с погрузо-разгрузкой рыбы, грузят лес, контейнеры, металл, автомобили, т.е. все то, что в наши дни пользуется спросом. Кроме того, услуги погрузки и разгрузки предлагают и организации, которые не имеют статуса порта. Так, например, Находкинский торговый порт, чью деятельность регулирует государство, занимает около 30 процентов в сегменте портовой деятельности. А вот Находкинский морской завод, который должен заниматься ремонтом, имеет почти 35 процентов доле портовой деятельности, такой высокий процент обусловлен погрузкой леса. Кроме того, у предприятий, чьи праведные дела государство не регулирует, тарифы на погрузо-разгрузочные работы ниже, следовательно, клиент идет к ним. Но у последних при отсутствии статуса портовой организации отсутствует и контроль со стороны государства за их деятельностью, никто не следит за соблюдением безопасности, выполнением технологических процессов, и если что случиться то крайних не найти.

Как пояснил Владимир Таланцев, такое положение дел порождает нездоровую конкуренцию, ибо предприятия с одинаковой деятельностью поставлены в неравноценные рамки.

Таким образом, УФАС Приморского края считает целесообразным рассмотреть вопрос о временном прекращении государственного регулирования всех хозяйствующих субъектов, работающих в единых географических границах указанного рынка. Это: Морской порт Посьет, Морской порт Зарубино, Морской порт Славянка, Нефтепродуктовый терминал ОАО Приморнефтепродукт , Владивостокский морской торговый порт, Владивостокский морской рыбный порт, Стивидорные компании бухты Золотой Рог, Диомид и Улисс, Восток Строй Компании, Стивидорные компании бухты Большой Камень, Находкинский морской торговый порт, Находкинский морской рыбный порт, Стивидорные компании бухты Находка, Находкинский нефтяной морской торговый порт, Порт Восточный, Морской торговый порт Ванино.

По словам Владимира Таланцева, временное прекращение государственного регулирования может охватить период сроком минимум в один год, но при положительных результатах эксперимент увеличится до 3 5 лет. Отсутствие государственного регулирования должно повлечь за собой и снижение тарифов, что повлечет за собой увеличение грузооборота и активизацию деятельности портовых предприятий. Во время прохождения такого эксперимента УФАС будет отслеживать цены, и если наметится тенденция к их повышению, то государственный контроль будет возобновлен.

Восток-Медиа; 25.07.06