14.10.08

Приморские таможни объявили войну "помогайкам"

На всех таможенных переходах усилен контроль

Челноки, перемещающие через российскую границу коммерческий груз под видом товаров, предназначенных для личного пользования, подрывают не только экономическую безопасность страны, пишет уссурийская газета "Коммунар".

На пресс-конференции, которую провел новый начальник Уссурийской таможни полковник Л.А. Канин, также заявлено, что появление некачественной импортной продукции на отечественном рынке может разочаровать покупателей своими потребительскими свойствами и нанести непоправимый вред здоровью. По словам Леонида Алексеевича, ввоз физлицами коммерческих партий товаров является серьезной проблемой для всех таможен нашей страны, но самая тревожная обстановка - на Дальнем Востоке. В ДВТУ складывается парадоксальная ситуация: земляков, выезжающих за рубеж, с каждым годом становится все больше, а сумма взыскиваемых платежей за ввезенные ими товары - все меньше.

- Средства массовой информации и сегодня пестрят объявлениями, в которых людям предлагают бесплатно, а подчас и за определенную зарплату съездить в Китай, - говорит Л.А. Канин. - Однако следует знать, что таможенное законодательство разрешает беспошлинный ввоз товаров каждому на сумму 55 тысяч рублей общим весом не более 35 килограммов исключительно для личных или семейных целей, а не для последующей перепродажи или передачи третьим лицам.

Как считает Леонид Алексеевич, помогая недобропорядочным коммерсантам переместить через госграницу коммерческий груз, мы невольно способствуем проникновению на нашу территорию, в частности, всевозможных вирусов и болезней. Контроля за качеством и санитарно-эпидемиологической безопасностью ввозимых в этом случае товаров из КНР со стороны государства нет. Законом не предусмотрено, чтобы туристы предоставляли таможенникам сертификаты или какие-либо другие документы, гарантирующие безопасность, например, вещей, которые они приобрели для себя.

Л.А. Канин также подчеркнул, что, согласно Таможенному кодексу России, предназначение товаров, ввозимых из-за границы, определяют должностные лица таможенных постов. И если они сомневаются, что обувь или одежда приобретены для личных или семейных нужд туриста, то обязанность доказывать, что товар не является коммерческим, возлагается на него. Другими словами, ответственность за содержимое чужих баулов ляжет конкретно на вас, а не на руководителя тургруппы или коммерсанта.

Определить, коммерческий или нет груз в руках у путешественника, таможенникам не составит труда. Если в семье двое детей, а женщина купила для них, допустим, пять или шесть пар взрослой обуви, то есть основание предполагать, что товар приобретен на продажу. Частота перемещения одного и того же товара, равно как и регулярный выезд туриста за рубеж - тоже повод для досмотра багажа. Помимо этого берутся во внимание продолжительность и цель поездки.

- Порядок перемещения товаров физическими лицами через границу нарушается регулярно, - сообщил начальник таможенного поста ДАПП "Турий Рог" капитан А.Е. Кузнецов. - Через наш пункт пропуска, расположенный в Ханкайском районе, ежедневно проходят 26 туристических автобусов, направляющихся в приграничные китайские города Мишань и Цзиси. Возвращаясь, люди каждый день ввозят в Приморье в среднем около 17 тонн ручной клади и багажа. Часть товаров, вызвавших подозрение, мы помещаем после составления акта для выяснения всех обстоятельств на склад временного хранения (СВХ). В ходе таможенного контроля туристы не могут доказать, что это их личный товар.

Аналогичная ситуация на таможенном посту ДАПП "Полтавка". Интенсивность пассажирского потока, пересекающего в Октябрьском районе госграницу, гораздо выше, чем у коллег, поэтому и дел об административной ответственности в отношении "помогаек" возбуждается здесь больше.

- Распознать, кто из 3,5 тысячи человек на 68 автобусах ежедневно выезжает в Китай и с каким грузом возвращается домой, нам несложно, - делится опытом исполняющий обязанности начальника поста подполковник В.П. Токарев. - Люди порой даже не догадываются, что лежит в их увесистых сумках. В результате на СВХ с начала года отправлено 153 партии товаров. Если они не будут востребованы, то суд вправе обратить их в доход государства, а на так называемых челноков наложить штраф.

К сожалению, констатировал начальник таможни, привлечь к уголовной ответственности по статье 188 УК РФ (контрабанда) организаторов левых перевозок коммерческих грузов удается не всегда. Л.А. Канин признал, что, наказывая физлиц, государство пока лишь "бьет по верхушкам". Однако ФТС уже потребовала от своих структурных подразделений усилить на границе таможенный контроль, и "помогайкам", надо полагать, теперь будет несладко.

14 октября, PrimaMedia.