08.06.05

Принятие нового закона об ОЭЗ ничего, кроме новых проблем, экономике региона не принесет.

9 июня в Государственной думе должно состояться рассмотрение закона об особой экономической зоне в Калининградской области. Учитывая особый интерес в предпринимательских кругах к закону, хочется остановиться на тех отдельных нюансах , которые, возможно, будут устранены, а, скорее всего, большая их часть останется не устраненной, и к этому нужно быть готовым.

Сразу хочется обратить внимание закон распространяется только на юридических лиц, зарегистрированных на территории области. Индивидуальные предприниматели не являются субъектами этого закона. Для них даже не предусмотрен 10-летний переходный период, в течение которого юридические лица, зарегистрированные в области до вступления в силу нового закона, вправе осуществлять свою деятельность по ныне действующим правилам.

Такую сортировку субъектов предпринимательской деятельности по организационно-правовой форме с целью предоставления налоговых преимуществ мы уже проходили.
Неравенство между организациями и индивидуальными предпринимателями Конституционный суд неоднократно устранял. На восстановление прав индивидуальных предпринимателей уйдет от года до трех. Видимо, составители закона решили, что у наших предпринимателей нет других проблем, кроме как восстановление через суд своих ущемленных прав.

Коротко остановимся на отдельных нюансах , которые заложены в проекте закона для Участников ОЭЗ.

Участником является юридическое лицо, осуществляющее инвестиционный проект на территории ОЭЗ. Участники освобождаются на 6 лет от налога на прибыль и налога на имущество, полученных в рамках инвестиционного проекта и еще 6 лет уплачивают налог на прибыль в размере 50%.

Планка критериев для регистрации в качестве Участников достаточно высока. Объем капитальных вложений по инвестиционному проекту должен быть не менее 150 млн рублей. Вызывает интерес, сколько таких производств может располагаться в области с трудоспособным населением в 400 тысяч жителей, из которых двести тысяч рассредоточены по всей области и не имеют компактного проживания? И только двести тысяч компактно проживают в областном центре. Именно эта рабочая сила и должна обеспечить наплыв инвестиций, ожидаемый с введением закона. Однако не секрет, что уже существующие в городе производства и стройки испытывают недостаток трудовых ресурсов.

Кроме того, закон не поясняет, как определять стоимостное выражение производимых товаров, работ, услуг: по себестоимости, по контрактным или иным ценам?

Вводя ограничения для Участников по среднесписочной численности работников и по фонду оплаты труда, закон не определяет порядок расчета этих показателей (с учетом совместителей и работающих по гражданско-правовым договорам). Закон не указывает, каким документом руководствоваться при определении численности, или какой орган уполномочен издавать инструкции по применению данного закона.

Что означает стоимостное выражение основных производственных фондов: первоначальная, остаточная, восстановительная или рыночная стоимость?

Что означает постоянное пребывание основных средств на территории области для большегрузного автотранспорта и морских судов: физическое пребывание или место регистрации? Цену неопределенности этих понятий мы уже знаем.

Не определив четко показатели, порядок их расчета или орган, уполномоченный издавать инструкции и разъяснения по этим вопросам, законодатель практически парализует деятельность Участников ОЭЗ или приведет их к череде судебных споров. Причем инвесторы еще не остыли от судебных заседаний, в которых они отстаивали свои права на уже полученные инвестиционные льготы.

Самое неприятное для Участников содержит в себе норма закона, согласно которой ими не могут быть юридические лица, уплачивающие налоги в рамках других специальных режимов . Благодаря этой норме инвестор в одночасье рискует стать банкротом.

Во-первых, возникает вопрос: почему других ? Ведь создание ОЭЗ не относится к специальным налоговым режимам (к таким режимам, в частности, относится упрощенная система, налог на вмененный доход (ЕНВД), но никак не ОЭЗ).

Во-вторых, на крупном предприятии невозможно не попасть под действие закона о налоге на вмененный доход (ЕНВД), который относится к спецрежимам! Стоит Участнику продать за наличные хотя бы один гвоздь со склада, помыть или отремонтировать машину другому лицу, перевезти товар или организовать питание работников, и статус Участника утрачен. А незадачливый инвестор обязан будет уплатить все налоги за весь период применения льготы! Успокаивает только другая неопределенность закон не содержит порядка и сроков уплаты таких налогов.

Это при том, что плательщики специальных налоговых режимов не могут воспользоваться льготой по налогу на прибыль и налогу на имущество, поскольку они эти налоги не платят.

Все же наибольший интерес в проекте закона вызывают таможенные льготы. Согласно проекту закона, в Калининградской области создается Особая экономическая зона (ОЭЗ), на территории которой действует таможенный режим свободная таможенная зона с особенностями, установленными проектом закона.

Существенным недостатком закона является отсутствие четкого определения правового режима иностранных товаров, помещаемых в Особую экономическую зону. В этом случае мы руководствуемся общей нормой, содержащейся в Таможенном кодексе: товары, помещенные на территории особых экономических зон, рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории РФ для целей применения таможенных пошлин, налогов, а также запретов и ограничений экономического характера.

Уже только это обстоятельство фактически освобождает иностранные товары, ввозимые в область, от таможенных платежей. А значит, содержащиеся в проекте ограничения, обязывающие уплачивать таможенные налоги с подакцизных импортных товаров, просто не имеют смысла. Получается, что иностранные подакцизные товары не должны облагаться пошлиной, НДС и акцизом при ввозе в область, пока не будет изменено их правовое положение.

Режим свободной таможенной зоны в Калининградской области устанавливается только в отношении иностранных товаров, ввозимых и используемых на территории Калининградской области юридическими лицами .

Соединительный союз и между словом ввозимых и используемых означает обязательное наличие этих двух условий. Соответственно товары, ввезенные, но не используемые, должны облагаться таможенными платежами. Норма хорошая, ставит заслон ввозу хлама на территорию области с целью утилизации или отмывания экспортных налогов. С другой стороны, закон не разъясняет, как долго может находиться товар в льготном режиме без использования и не получится ли, что с оборудования, ввезенного для монтажа и помещенного на склад, через какое-то время придется уплатить налоги.

Исходя из той же нормы, надо понимать, что товар, ввозимый юридическим лицом для индивидуального предпринимателя по договору-комиссии, должен облагаться налогом при ввозе, поскольку лицо, ввозящее товар, его не использует.

Согласно проекту закона, товары, помещенные под таможенный режим свободной таможенной зоны, а также продукты их переработки могут потребляться на территории Калининградской области. В отношении этих товаров, а также продуктов их переработки допускается передача прав владения, пользования и (или) распоряжения, в том числе их розничная продажа. А как поступать в отношении товаров, реализуемых индивидуальным предпринимателям для дальнейшего использования? Ведь проектом закона предусмотрено, что товары, ввезенные в режиме свободной таможенной зоны, могут использовать в этом режиме только юридические лица, ввозящие товар, соответственно, иные лица не вправе использовать такой товар.

Закон содержит два блока экономических преимуществ.

Первый блок освобождение от таможенных платежей, распространяется на всех юридических лиц, зарегистрированных на территории области, и действует в отношении иностранных товаров, ввозимых в область, за исключением подакцизных товаров и отдельных товаров, определяемых Правительством.
Второй блок предоставляет льготы по налогу на прибыль и налогу на имущество для юридических лиц, соответствующих требованиям Федерального закона об ОЭЗ и включённых в Единый реестр Участников.


Среди множества менее значимых юридических упущений проект содержит и существенные просчеты, способные полностью парализовать деловую активность инвесторов в регионе. Проект закона предусматривает, что импортные товары и продукты их переработки могут вывозиться на остальную территорию России с уплатой таможенных пошлин и налогов. Сейчас товары, прошедшие достаточную степень переработки в ОЭЗ, свободно вывозятся на остальную территорию России. В проекте, вне зависимости от степени переработки, придется уплатить таможенные платежи в части импортных комплектующих и сырья, содержащихся в произведенных и вывозимых на остальную территорию России товарах. Если иностранные товары, содержащиеся в продуктах переработки, идентифицировать нельзя или отсутствуют документы на их ввоз, продукты переработки будут облагаться таможенными пошлинами и налогами как иностранные товары. При этом не имеет значения, какое количество неидентифицированного товара содержат продукты переработки.

Для подтверждения количества использованных в продуктах переработки импортных составляющих необходимо будет произвести расчет их потребления при производстве с учетом технологических норм отходов и потерь. Какие при этом будут использоваться технологические нормы и кем они должны утверждаться? В отношении производства многих товаров официально утвержденных норм нет, тем более расход многих импортных продуктов, предназначенных для переработки, не вписывается в отечественные нормы. А если производитель за счет улучшения технологии добился экономии сырья, как доказать, что излишки не являются неучтенным импортным товаром?

Невыполнение условия идентификации или документального подтверждения хотя бы в отношении одной детали или грамма сырья приведет к уплате пошлин и налогов со всего товара. Учитывая, что практически любой товар, произведенный в области, в той или иной мере содержит импортную составляющую, нетрудно предвидеть последствия такого порядка вывоза товаров на остальную территорию России. Кроме того, взимание одновременно внутреннего и таможенного НДС приведет к двойной уплате налога.

Только факт отсутствия норм и порядка расчета количества вывозимого импортного товара в составе готовой продукции уже сам по себе парализует вывоз в Россию продуктов переработки. Введение закона в действие в таком виде возвращает область к ситуации 2001 года, еще более усугубив проблему вывоза. Как мы помним, в 2001 году с введением Налогового кодекса стали взимать НДС на границе при вывозе продукции собственного производства. По новому закону об ОЭЗ при вывозе в Россию, помимо НДС, с импортной составляющей будут взимать еще таможенную пошлину.

Не очень корректно с юридической точки зрения завершать режим свободной таможенной зоны в отношении уже не существующего (потребленного) товара или в отношении новых товаров, произведенных в области, которые под этот режим не подпадали. То есть предпринимателей обязывают изменять таможенный режим в отношении товаров, которые уже не существуют. Эта ситуация сопоставима с обязанностью задекларировать обед, который вы съели до пересечения границы.

Самое нелепое заключается в том, что с этой проблемой в первую очередь столкнутся приходящие в область инвесторы, которых создатели Закона так ждут. Ведь по проекту ныне действующие предприятия еще в течение 10 лет смогут применять существующие в настоящее время правила вывоза товаров на остальную территорию России.

По сути, предлагаемый проект закона представляет собой неудачный гибрид скрещивания ныне действующего закона об ОЭЗ в Калининградской области с инвестиционными льготами. Сохраняя все недостатки существующего закона, новый лишь усугубляет их. Как и действующий закон, новый создает преференцию для иностранного производителя, освобождая импортируемый товар. При этом создаются дополнительные преграды для товаров, произведенных в области товаропроизводители лишаются существующих ныне льгот при вывозе товаров в Россию. Мы достигаем только того, что импортные товары в рознице будут дешевле местных. В этом случае при отсутствии квотирования для защиты местного производителя остается единственный выход запретить ввоз аналогичных импортных товаров, что тем более не вписывается в принципы рыночной экономики и не способствует снижению цен.

Любые налоговые послабления являются инструментом достижения определенных целей. Если составители закона преследуют цель снижения цен в ОЭЗ (других целей от таможенного регулирования в законе не просматривается), то логичнее применить ставку НДС 0% к товарам, реализуемым внутри области: как к импортным, так и к товарам местного производства. В этом случае продавцу импортного товара и местным товаропроизводителям вернётся НДС, уплаченный на границе или по товарам (работам, услугам), использованным в производстве. Местные товары будут в равных условиях с импортными товарами или даже получат некоторое преимущество на областном рынке. Это исключит импорт льгот на остальную территорию России, с другой стороны, значительно упростится налоговое и таможенное администрирование налогов. Ставка ноль в отношении отдельных товаров применяется уже несколько лет, и данная норма практически не внесет каких-либо изменений в части налогового администрирования. Отпадает необходимость в особых таможенных режимах и особом правовом статусе товаров. Недобор НДС с местных товаров компенсируется казне взиманием таможенных пошлин с иностранных товаров и экономией от упрощения таможенных процедур.

Новый закон не решает проблемы ввоза иностранных товаров в область с целью их переработки и вывоза обратно за границу. Как и раньше, услуги по переработке товара, вывозимого за границу, будут облагаться НДС. А именно это обстоятельство практически разорило текстильную промышленность области и сдерживает такое перспективное направление промышленного развития ОЭЗ, как переработка ввезенного иностранного товара с вывозом готовой продукции. Мало того, эта проблема усугубилась уплатой экспортных пошлин, от которых товары местного производства сейчас освобождаются. Не решена проблема транзита товаров через область и снижения транспортных расходов.

Помимо примитивного привлечения крупных инвесторов в законе отсутствует какая-либо внятная концепция развития экономики региона. С трудом верится, что десяток крупных производств без четкой направленности их создания и развития решат геополитические проблемы региона. Вместе с тем явно прослеживается концепция удаления региона от России. Иначе чем объяснить преференцию иностранному товару при полном отсутствии льгот для готовой продукции местных производителей и возведению таможенных барьеров по вывозу продуктов переработки в Россию? Создается впечатление, что московские лобби сделали для себя льготу по налогу на прибыль и налогу на имущество (в том числе за счет областного и местного бюджета), а аборигенам дали облизать таможенную косточку для видимости заботы о регионе.

Надо признать, что единственным достижением проекта закона является сохранение, пусть даже в искаженном виде, действия старого закона для ныне работающих юридических лиц еще на 10 лет.

Директор аудиторской фирмы Авдеев и К Ю. АВДЕЕВ
"Каскад" (Калининград) 08.06.05