29.03.07

Приоритеты расставлены

Федеральная таможенная служба подвела на очередном заседании коллегии итоги работы в 2006 году и определила основные задачи на 2007 год. В работе коллегии принял участие ряд высокопоставленных государственных чиновников, в том числе заместитель председателя Правительства РФ Сергей Нарышкин, министр финансов РФ Алексей Кудрин, помощник Президента РФ Виктор Иванов и другие. С основным докладом выступил глава ФТС России Андрей Бельянинов, который отметил, что минувший год характеризовался событиями, которые оказали определяющее влияние на перспективы развития таможенных органов на многие годы вперед.

По словам Андрея Бельянинова, в связи с повышением статуса таможенной службы многократно возросла и ответственность не только каждого таможенного органа, но и каждого таможенника в частности. Кстати, каждый рубль, вложенный в развитие таможенной системы в 2006 году, дал отдачу в 79,9 рубля, а каждый таможенник обеспечил перечисление в федеральный бюджет 44,6 миллиона рублей (в 2005 году эта цифра составляла 33,3 миллиона). Строгое исполнение закона должно стать нормой в работе таможенных органов. В 2006 году велась плановая работа по повышению качества таможенного администрирования, развитию перспективных направлений, в том числе в сфере новых таможенных технологий.

В первую очередь это касается электронного декларирования, системы управления рисками (СУР), предварительного информирования и пост-аудита. В истекшем году в электронной форме было оформлено 61,9 тысячи грузовых таможенных деклараций. Был проведен эксперимент по представлению сведений о товарах и транспортных средствах с использованием сетей Интернет, что не только упрощает саму процедуру, но и, что не менее важ- но, минимизирует затраты участников ВЭД.

В рамках системы управления рисками в таможенные органы было направлено около 150 профилей рисков.

При этом среднее число таможенных досмотров при ввозе товаров с применением СУР снизилось с 21 процента в начале 2006 года до 14,9 в конце года.

Эффективность таможенных досмотров товаров возросла с 8,3 до 16,3 процента, а общая сумма доначисленных таможенных платежей составила около 8 миллиардов рублей. В то же время, по словам Андрея Бельянинова, эта система нуждается в улучшении, и, как показал опыт, «нельзя бездумно копировать опыт зару- бежных таможенных администраций». В настоящее время в ФТС создана специальная рабочая группа, которая проанализирует это направление деятельности и представит свои рекомендации по ее совершенствованию.

С учетом того, что в новом Таможенном кодексе ЕС предварительное информирование будет обязательным, данное требование имеет особое значение и для российских таможенников. Пока лишь несколько сотен участников ВЭД в России добровольно придерживаются этой нормы, облегчая тем самым работу не только таможне, но и ускоряя процедуры таможенного контроля и для себя. К тому же, как считают во Всемирной таможенной организации, данная процедура способствует безопасности, а потому ее важность не подлежит сомнению. Как заметил Андрей Бельянинов, Федеральной таможенной службе «есть еще над чем работать», чтобы и у нас норма предварительного информирования стала обязательной. В этой связи необходимо подумать и о том, каким образом не только эффективно справляться с огромным массивом информации как со стороны наших участников ВЭД, так и со стороны ЕС, но как этой информацией вовремя воспользоваться. В 2006 году, кстати, была проделана огромная работа по приближению наших стандартов к международным. Ее результатом стало введение с первого января 2007 года Единого административного документа (ЕАД), применяемого в странах ЕС, что облегчает, в том числе, и обмен предварительной информацией.

Пост-аудит также входил в число приоритетных направлений деятельности ФТС России. Так, в 2006 году было проведено свыше 12 тысяч проверок после выпуска товаров, что на 16 процентов больше, чем в 2005 году. Однако достигнутые результаты, дал понять глава таможенной службы, не позволяют расслабляться. Этой важной сфере и в текущем году будет уделяться особое внимание, таможенный контроль после выпуска товаров в свободное обращение будет совершенствоваться.

Особое внимание в 2006 году уделялось и пунктам пропуска, ситуации на границе, которая, к сожалению, характеризовалась и длинными очередями, особенно в зоне деятельности СЗТУ. В этой связи особенно остро обозначились вопросы логистики, рационального распределения грузопотоков. Многие транспортные коридоры, констатируют специалисты, себя просто исчерпали.

Проблема и в том, что на равных с автомобильными перевозками мало кто может конкурировать – авиация слишком дорога, морской флот в России мало конкурентоспособен в силу разных обстоятельств, в том числе из-за отсутствия судов и слабой пропускной способности портов. Пожалуй, только железнодорожники могут конкурировать с автоперевозчиками, и они откликнулись на призыв таможенников уменьшением своих тарифов. Что касается автомобильных пунктов пропуска, то в 2006 году паспортизация была проведена в 190 из них. В настоящее время все необходимые документы по оптимизации количества и расположения пунктов пропуска, а также по их обустройству представлены в правительство. Вообще же, по мнению Андрея Бельянинова, таможня должна быть там, где есть граница и участники ВЭД.

Проблема недостоверного декларирования и занижения таможенной стоимости остается на повестке дня и в 2007 году, хотя по отдельным группам товаров удалось добиться видимых результатов, например, по бытовой технике и электронике. Значительно сократилось расхождение в зеркальной статистике по Китаю – до 13 процентов и с ЕС – до 7 процентов. Однако, по мнению заместителя председателя правительства РФ Сергея Нарышкина, «проблема недостоверного декларирования, к сожалению, не решена».

По словам Алексея Кудрина, прирост импорта в 2006 году по сравнению с 2005-ым составил 22 процента, тогда как первоначально он планировался на уровне 18,3, а таможенная статистика указывает на прирост импорта в 9 процентов, «что настораживает». Хотя, по мнению министра финансов, и нельзя сравнивать цифры путем простого сопоставления, однако повод для беспокойства есть. Алексей Кудрин считает, что «часть импорта проходит «в серую» или контрабандой».

Решение проблемы с недостоверным декларированием и занижением таможенной стоимости напрямую связано с поддержкой отечественного производителя и, как следствие, уменьшением доли импорта и увеличения экспортной составляющей не только в сырьевом секторе. Так, по словам помощника Президента Виктора Иванова, доля импорта трикотажных изделий и товаров легкой промышленности составляет в настоящее время уже около 90 процентов, доля лекарственного импорта – 80, что говорит о бедственном положении в данных сегментах промышленности.

Поэтому протекционистские меры вкупе с решением проблемы занижения таможенной стоимости и улучшением таможенного администрирования в целом помогут отечественным производителям в подъеме промышленности и формировании равных условий для конкуренции с импортными товарами. Он также обратил внимание на бедственное положение в лесопромышленном комплексе, где в настоящее время 80 процентов приходится на экспорт круглого леса. Однако, по мнению главы ФТС, основные нарушения в этой сфере, в том числе незаконная вырубка леса и незаконная торговля, находятся вне компетенции таможенных органов.

В том, что касается зоны ответственности таможни, то в 2006 году была проведена научно-исследовательская работа, результатом которой стали несколько измерительных методик, которые в настоящее время находятся на аттестации. В целом же, согласились участники обсуждения, для решения проблем в лесопромышленном комплексе необходимы усилия многих ведомств.

Виктор Иванов также обратил внимание на возврат НДС, который составил по итогам 2006 года 900 миллиардов рублей, заметив, что эти средства будут вычтены из той суммы, которую ФТС России перечислила по итогам года в бюджет страны. По его мнению, экспортеры энергоносителей «расширяют практику применения «карусельных» схем, когда один и тот же товар перепродается несколько раз», и таможенные органы должны это учитывать.

Администрирование НДС должно осуществляться усилиями как ФТС России, так и ФНС. В этой связи, как заметил Алексей Кудрин, информационное взаимодействие двух ведомств должно быть более интенсивным. Вообще на роль информационной составляющей в работе таможенных органов обращали внимание почти все выступающие, когда говорили о важности предварительного информирования, пополнения базы данных по ценовой информации, о порядке ведения оперативного учета администрируемых таможенных и иных платежей.

В то же время переход на современные информационные технологии требует соответствующей подготовки персонала и, как замечали выступающие, далеко не все руководители таможен смогли адаптироваться к работе в новых условиях. Подготовка профессиональных кадров была и остается важной частью работы. Особое внимание в 2006 году, по словам руководителя Службы, отводилось повышению социального статуса должностных лиц таможенных органов.

«Повышение их материального благосостояния я расцениваю как личную задачу», – заявил Андрей Бельянинов. Его поддержал Алексей Кудрин, ко- торый заявил, что «деньги на премирование эффективной работы таможенникам уже выделены» и с апреля начнутся выплаты. «Каждый работник государственной службы должен иметь достойный уровень оплаты, – сказал он. – Мы будем решать эти вопросы последовательно».

Валентина ДУДКОВА

Журнал "Таможня"