08.09.05

Проблемы импорта алкоголя

В ФТС России прошло заседание Экспертного совета по вопросам применения средств таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности, связанной с перемещением через таможенную границу РФ алкогольной продукции.

Как сообщила пресс-служба ФТС России, в повестке заседания стояли вопросы контроля таможенной стоимости алкогольной продукции, выработка критериев отличия вино-материалов и вин, а также проблемы, связанные с предстоящим вступлением в силу федерального закона 102 от 21 июля 2005 года, который вносит существенные изменения в порядок маркировки импортного алкоголя.

В заседании приняли участие специалисты ФТС, Минэкономразвития и Минфина России, представители деловых ассоциаций и крупнейших компаний-импортеров.

Начальник Главного управления федеральных таможенных доходов ФТС России Александр Воронин сообщил, что ежегодный прирост импорта алкоголя составляет примерно 30-40 процентов. Расширяются ассортимент ввозимой продукции и география стран-экспортеров. Вместе с тем, обозначились и негативные тенденции: при росте объемов ввоза наблюдается общее снижение уровня таможенной стоимости алкогольной продукции. По словам Александра Воронина, выявлено несколько вопиющих случаев, когда коллекционные вина и коньяки стоимостью в тысячи долларов декларировались по цене ординарных алкогольных напитков. Некоторые участники ВЭД пытаются подобным образом получить несправедливые конкурентные преимущества.

Без сотрудничества и поддержки добросовестных импортеров переломить негативные тенденции трудно. В ходе обсуждения конкретных факторов, влияющих на стоимость алкогольной продукции, было решено проработать вопрос о создании постоянно обновляемой информационной базы данных по алкогольной продукции. Такая справочная система стала бы серьезным подспорьем как для государственных контролирующих органов, так и для самих импортеров. Подводя итог дискуссии, заместитель руководителя ФТС России Татьяна Голендеева подчеркнула: обмен мнениями показал, что бизнес понимает смысл усилий таможни, а ФТС понимает необходимость создания равных условий для участников рынка.

Озабоченность импортеров вызывают новые правила маркировки ввозимой алкогольной продукции, которые намечено ввести с 1 января 2006 года. Директор по внешним связям Комитета производителей алкогольной продукции Ассоциации европейского бизнеса в России Александр Романов заявил, что технически невозможно за оставшиеся месяцы подготовиться к этим переменам.

По его словам, под угрозой оказалась сложившаяся система защиты таможенными органами прав интеллектуальной собственности владельцев торговых марок алкогольной продукции.

Заместитель начальника- ГУФТД Александр Сорвачев сообщил, что Федеральная таможенная служба не была привлечена к разработке нового закона. Тем не менее, специалисты ФТС ищут возможности обеспечить его реализацию в установленные сроки. Это непросто: чтобы закон смог применяться, необходимо подготовить как минимум шесть постановлений правительства, что выходит за пределы компетенции ФТС России. Члены Экспертного совета приняли решение вернуться к обсуждению этого вопроса.

Журнал Таможня 16 от 26.08.05