29.01.08

Проблемы решаются, очереди растут

В Северо-Западном таможенном управлении прошла пресс-конференция, посвященная результатам оперативно-служебной деятельности таможенных органов СЗТУ в 2007 году. В ходе встречи начальник управления генерал-майор таможенной службы Михаил Прокофьев проинформировал о достигнутых результатах, а также ответил на все интересующие вопросы. Как выяснилось, наряду с достижением неплохих показателей все же остались проблемы, которые не удалось решить в минувшем году.

Среди достижений 2007 года было озвучено в первую очередь то, что Северо-Западное таможенное управление успешно справилось с фискальной функцией – одной из главных, возложенных на таможенные органы. Контрольное задание по перечислению таможенных платежей выполнено на 102,02%. В доход федерального бюджета перечислено более 612,9 млрд рублей при плановом задании в 600,79 млрд рублей.

Объем таможенных платежей от импорта товаров увеличился по сравнению с позапрошлым годом на 23,3%: в 2006 году было перечислено 213,26 млрд рублей, в 2007-м – 262,97 млрд рублей.

В прошлом году наблюдалось сокращение доли вывозной таможенной пошлины (с 68% в 2006-м году до 56,3% в 2007-м) в общей сумме перечислений СЗТУ. Это связано с преобразованием таможенного поста Морского порта Приморск Выборгской таможни в Северо-Западный энергетический таможенный пост и переподчинением его Центральной энергетической таможне. В Приморске таможенное оформление проходили практически все объемы сырой нефти, экспортируемой Россией из Северо-Западного региона. Ежемесячные перечисления Выборгской таможни при таможенном оформлении нефти сырой и нефтепродуктов составляли 22-30 млрд рублей.

Проведенное переподчинение таможенных органов повлияло на уменьшение перечислений СЗТУ в федеральный бюджет России вывозной таможенной пошлины: в 2007 году она составила 344, 83 млрд рублей, притом что результат 2006-го достигал 463,34 млрд рублей. Тем не менее плановое задание по вывозной таможенной пошлине в 2007 году управление выполнило на 101,32%.

В 2007 году внешнеторговый оборот в регионе деятельности СЗТУ составил $105,182, что на 15% больше показателя 2006-го. Объем экспорта составил $62,698 млрд (+4%), а импорта – $42,484 млрд (+37%). Сохраняется сложившаяся ориентация внешнего Северо-Запада государства на страны дальнего зарубежья. Их доля в товарообороте региона составляет 97%. Товарооборот со странами СНГ увеличился на 30%, дальнего зарубежья – на 15%. Товары из региона вывозились в 164 страны мира, основные страны – контрагенты – Нидерланды, Великобритания и Финляндия. В товарной структуре экспорта преобладает продукция топливно-энергетического комплекса. Второе место занимают металлы и изделия из них. На третьем месте – древесина, бумага и изделия из них.

В Северо-Западный регион импортировались товары из 180 стран мира. Основными странами –контрагентами стали Китай, Германия и США. В товарной структуре импорта основные позиции занимают продукция машиностроительной промышленности и нефтехимического комплекса, продовольственные товары.

Одним из приоритетных направлений деятельности таможенных органов Северо-Запада в 2007 году являлось дальнейшее расширение практики применения электронного декларирования товаров и технологии предварительного информирования.

В результате проведенных организационно-технических мероприятий в 2007 году 6 таможенных постов были включены в перечень таможенных органов, имеющих достаточную техническую оснащенность для применения электронной формы декларирования товаров. Таким образом, общее количество таможенных постов, имеющих правомочия производить оформление товаров, декларируемых в электронной форме, достигло 35, что составляет 28,7% от общего количества пунктов пропуска в регионе деятельности управления, но электронных деклараций в минувшем году было оформлено около 25 тыс. при общем количестве более 1 млн.

В 2007 году в Северо-Западном регионе предварительное информирование применялось на 8 многосторонних автомобильных и на 8 железнодорожных пунктах пропуска через Государственную границу РФ. Также таможенными органами было произведено таможенное оформление 342 529 партий товаров с применением предварительной информации, полученной от различных коммерческих организаций (из них 109 870 партий товаров, ввезенных в Россию, и 232 659 партий товаров, вывозимых за границу), что на 3,8% превышает данный показатель в 2006-го. Количество товарных партий, ввозимых на таможенную территорию РФ через автомобильные пункты пропуска и оформленных с применением предварительной информации, в 2007 году увеличилось на 24,7% по сравнению с аналогичным период 2006-го.

В соответствии с Концепцией создания системы таможенного контроля крупногабаритных грузов и транспортных средств, утвержденной приказом ФТС России от 24.01.2005 № 52, таможенными органами СЗТУ приняты меры по созданию системы таможенного контроля товаров и транспортных средств с применением инспекционно-досмотровых комплексов (ИДК). Так, в прошлом году был введен в эксплуатацию мобильный комплекс на МАПП Торфяновка Выборгской таможни; стационарные ИДК – на международных автомобильных пунктах пропуска Бурачки Себежской таможни, Убылинка Псковской таможни, Торфяновка и Брусничное Выборгской таможни. Также в конце 2007 года были поставлены 7 мобильных комплексов на Архангельскую, Багратионовскую, Балтийскую, Великолукскую, Калининградскую, Псковскую таможни.

С момента открытия до конца года таможенными постами Торфяновка, Убылинка и Бурачки был проведен таможенный осмотр 1626 товарных партий, перемещавшихся через таможенную границу РФ автомобильным транспортом, из них 1516 партий импорта и 110 – экспорта.

Несмотря на все технические улучшения, один из важнейших критериев – пропускная способность таможенных постов – пока оставляет желать лучшего. Сам М. Прокофьев признает, что с открытием мобильных ИДК, ускорение нахождения на таможне составило лишь 5%. «Прогресс, безусловно, есть, но общая ситуация пока не меняется. В основном проблема очередей на таможне до сих пор существует ввиду далеко неполного перехода на электронное декларирование. Так, основная часть таможенной документации находится в бумажном виде, что значительно сказывается на скорости оформления товара и, как следствие, пропускной способности. Не будем забывать и о том, что не только чиновники участвуют в процессе таможенной очистки груза. Часто время тратится по вине самих импортеров. Ведь когда нужный документ не предоставляется, секундомер нахождения на посту останавливается и в результате опять происходит задержка», – прокомментировал ситуацию начальник СЗТУ.

Что касается набившей оскомину проблемы автомобильных очередей, решить ее предлагается с помощью оптимизации таможенных процедур, например предварительного информирования о грузах со странами ЕС, которое поможет сократить время простоя на границе. Начало обмена информацией раньше оттягивалось из-за длительной процедуры согласования со стороны Еврокомиссии. Однако этот вопрос уже решен, и в 2009 году первыми предоставлять такую информацию российским коллегам начнут таможенники Финляндии. Также идет процесс по оптимизации работы самой российской границы – речь идет о сокращении количества контролирующих ведомств с шести до двух.

РЖД-Партнер; 29.01.08