30.10.07

Проблемы складов временного хранения ждут своего решения

Начиная с 2004 наблюдается устойчивая тенденция сокращения количества складов временного хранения (СВХ), функционирующих в регионе деятельности Екатеринбургской таможни.

Значительное уменьшение их количества произошло после вступления в силу нового Таможенного кодекса Российской Федерации – почти сразу было прекращено действие 31 лицензии в связи с невыполнением владельцами складов новых условий таможенного законодательства. А в 2006 году по истечению срока действующих лицензий из таможенного Реестра владельцев складов временного хранения был исключен еще 21 СВХ. Кроме того, в закрытии этих объектов околотаможенной инфраструктуры сыграл свою роль целый ряд причин объективного и субъективного характера. Например, отсутствие у потенциальных владельцев СВХ возможности выполнить требования, предъявляемые к обустройству, оборудованию и месту расположения СВХ.

Вместе с тем, по положениям новой редакции таможенного Кодекса РФ у участников ВЭД появилась возможность временного хранения товаров на складе самого получателя (ст.117 ТК РФ). И по сравнению с затратами, необходимыми для осуществления деятельности в качестве владельца СВХ, получение разрешения на временное хранение на складе получателя товаров лицом, которое имеет полномочия в отношении товаров и во владении которого находятся помещения или открытые площадки, где предполагается хранить товары, требует предоставления минимального пакета документов а также финансовых вложений. Так, если в течение 2005 года в зоне деятельности Екатеринбургской таможни было выдано 195 таких разрешений, то за аналогичный период 2006 года - 382, а с начала текущего года выдано уже 325 разрешений на хранение товаров на складе получателя. Понятно, что в данных условиях осуществление деятельности в качестве владельца склада временного хранения становится экономически невыгодным. На данный момент в регионе деятельности Екатеринбургской таможни функционирует всего лишь 16 складов временного хранения, осуществляющих свою деятельность на основании Свидетельств о включении в Реестр владельцев складов временного хранения, причем 12 из них являются СВХ закрытого типа и предназначены только для хранения товаров самого владельца склада или хранения определенных категорий товаров. Фактически, таким образом, 75% СВХ осуществляют хранение товаров, приходящих в адрес самих владельцев данных складов, т.е. хранение товаров для них не является коммерческой деятельностью. И в перспективе, часть данных владельцев складов могут перейти на специальные упрощенные процедуры в части временного хранения товаров.

Екатеринбургской таможней проводятся мероприятия по привлечению крупных участников ВЭД к осуществлению деятельности с использованием специальных упрощенных процедур в соответствии со статьей 68 таможенного Кодекса РФ, одной из которых является временное хранение товаров на складе самого получателя импортируемых товаров. Что, в свою очередь, также позволяет крупным предприятиям – участникам ВЭД уйти от необходимости учреждения СВХ.

В соответствии с Положением об отделе таможенных режимов Екатеринбургской таможни одной из функций отдела является организация контроля за деятельностью владельцев складов временного хранения.

В соответствии с требованиями главы III Положения о порядке включения в Реестр владельцев складов временного хранения, утвержденного приказом ГТК России от 26.09.2003, переносными и конвейерными рентгенотелевизионными установками на данный момент оснащены четыре склада временного хранения: ООО «ВИЗ-Сталь», ЗАО «Компания Дельрус» (портативные рентгенотелевизионные установки «Норка», предназначенные для проведения в стационарных и полевых условиях рентгеновского контроля отдельных предметов багажа, ручной клади и почтовых отправлений при наличии двухстороннего подхода к объекту контроля), ОАО «ТрансКонтейнер» и ОАО Концерн «Калина» (досмотровые рентгенотелевизионные комплексы конвейерного типа «Филин 85125», позволяющие производить проверку большегабаритных грузов и грузов, перевозимых на поддонах Euro-стандартов).

Но ни одна из указанных выше рентгенотелевизионных установок при проведении таможенного контроля (в частности, досмотра) товаров, помещаемых на временное хранение, должностными лицами досмотровых подразделений таможни в настоящее время не используется. Данная ситуация связана с отсутствием у таможни лицензии на право эксплуатации генерирующих источников ионизирующего излучения, должностных лиц досмотровых подразделений, прошедших специальное обучение и имеющих соответствующую квалификацию, а также санитарных паспортов на право работы с РУДБТ, выданных Управлением федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области нет и у владельцев СВХ.

В настоящее время принимаются самые активные меры для решения этого вопроса - проведено предварительное согласование с Управлением федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области по всему пакету документов и мероприятиям, необходимым для получения Екатеринбургской таможней лицензии на право эксплуатации генерирующих источников ионизирующего излучения. Вносятся изменения в учебный план таможни и изыскиваются лимиты бюджетных средств для обучения должностных лиц досмотровых подразделений.

А в отдаленной перспективе есть предпосылки для создания специализированных СВХ для временного хранения плодоовощной продукции на площадях ООО «Продовольственная база №4», таможенного терминала ЗАО «Уралтранстехком», а также СВХ, предназначенного для временного хранения мяса и пищевых мясных субпродуктов на базе ЗАО РТК «РОССТОК».

Пресс-служба УТУ; 30.10.2007