15.04.16

Проект арестованного Михальченко заполучил главный таможенный пункт СЗФО

Руководитель Федеральной таможенной службы (ФТС) Андрей Бельянинов утвердил формат Центра электронного декларирования Балтийской таможни. Его планируют разместить в порту «Бронка», а значит, утверждают участники ВЭД, реализуется первоначальный замысел главы ФТС.

Как стало известно РБК Петербург, глава ФТС Андрей Бельянинов 11 апреля согласился с моделью Центра электронного декларирования (ЦЭД), разработанной специалистами Главного управления организации таможенного оформления и таможенного контроля ФТС. Как уже сообщал РБК Петербург, за создание ЦЭД ратовали как участники ВЭД, так и Смольный — вместо предложения А.Бельянинова сконцентрировать оформление грузов Балтийской таможни на таможенном посту «Бронка» и в порту Усть-Луга.

ЦЭД в три этапа

ЦЭД предполагается разместить в одном из зданий вблизи ММПК Бронка, принадлежащих ХК «Форум» арестованного недавно Дмитрия Михальченко, которое, как говорят участники ВЭД, ранее компания собиралась отдать в аренду таможенным брокерам под их офисы. Согласно замыслу таможенников, это здание будет передано им в безвозмездное пользование и в течение 6 — 7 месяцев в нем в три этапа будет оборудован ЦЭД. На первом этапе, до 1 июля 2016 года, «за счет штатной численности … таможенных постов Бронка и Лесной порт» будет организована ежедневная 12-часовая работа ЦЭД. Соответственно, оформление выпуска грузов на постах Бронка и Лесной порт будет прекращено и там останется только прием и досмотр грузов.

На втором этапе, до 1 сентября, оформление перенесут в ЦЭД с постов Турухтанный и Кронштадтский № 1 (прием и досмотр там тоже останутся). Кронштадтский пост № 2 «не предполагается задействовать в реорганизации». На третьем этапе, до 1 ноября 2016 года, ЦЭД будет окончательно сформирован за счет штатов таможенных постов Гавань и Шкиперский (прием и досмотр останутся и там). После этого ЦЭД будет работать ежедневно в круглосуточном режиме в статусе либо новой структурной единицы Балтийской таможни, либо «переименованного одного из таможенных постов региона». В ЦЭДе будет работать 200 — 220 сотрудников, а «высвободившуюся штатную численность» предлагается «перераспределить в целях выравнивания нагрузки в таможенных органах региона, в том числе, укрепления функциональных подразделений Балтийской таможни». Формального распоряжения о создании ЦЭД в таком формате А.Бельянинов еще не выпустил.

Нарушен главный принцип

Ассоциация морских торговых портов свое мнение об этой модели пока не сформировала. «Мы должны сначала обсудить с таможенниками идеологию ЦЭД», — заявил РБК Петербург исполнительный директор Ассоциации Серик Жусупов. По его словам, официальное заявление Ассоциация выпустит на следующей неделе.

Директор одной из компаний-таможенных брокеров, работающих в Большом морском порту Петербурга, считает, что таким решением А.Бельянинов игнорирует мнение полпреда президента Владимира Булавина, который отказался поддержать перенос оформления со всех постов Балтийской таможни в Бронку и Усть-Лугу. По мнению брокера, избранный руководством ФТС вариант только внешне похож на тот формат ЦЭД, который предложили Смольный и участники ВЭД. «Принципиально важно, чтобы ЦЭД был равно удален от всех терминалов и никому из них не создавал преимущества по своему территориальному расположению, — уверен брокер. — Размещение же ЦЭД на территории Бронки создает этому терминалу и, соответственно, компании «Форум», очевидные преимущества перед другими терминалами Большого порта. В сущности, Бельянинов реализует свое первоначальное намерение перенести все оформление в Бронку».

Эту позицию разделяют и другие участники ВЭД, опрошенные РБК Петербург, в частности, бывший начальник Балтийской таможни и замглавы СЗТУ Андрей Белоногов: «Оформление следует сконцентрировать в здании администрации Балтийской таможни на Двинской улице — вдали от всех терминалов». Некоторые участники ВЭД считают, что оформление вообще всех грузов, пребывающих в Петербург разными способами (по морю, воздуху или суше), следует производить на совершенно не зависящих от конкретных таможен ЦЭД, прямо подчиненных СЗТУ и расположенных в разных района Петербурга. Наиболее радикально настроены в Global Ports. По мнению его представителя, пока не создана полноценная система электронного документооборота, охватывающая все без исключения этапы таможенного оформления грузов, разговоры о создании ЦЭД не актуальны.

Ничего нового

Свое мнение участники ВЭД аргументируют тем, что никакой новой технологии ЦЭД не предусматривает, поскольку и сейчас 60 — 70% оформлений на постах Балтийской таможни происходит с использованием электронного декларирования. А вот для оформления остальных 30 — 40% грузов участникам ВЭД придется открывать свои офисы в Бронке (арендовать помещения у ХК «Форум»), потому что они должны предъявлять документы в бумажном виде. К этому их обязывает законодательство, предусматривающее «бумажное декларирование» в целом ряде случаев: при пользовании услугами уполномоченного экономического оператора; при перевозках с использованием многооборотной тары; при применении режима, отличного от экспорта и импорта — временный ввоз или вывоз давальческого сырья для переработки, режим таможенного склада и т.д. Также по правилам Таможенного союза сертификат происхождения товара принимается таможней только в бумажном виде. Бумажные документы требуется предоставлять и для товаров, подлежащих ветеринарному или фитосанитарному контролю, а также попадающих, по мнению таможенников, в «зону риска».

В таком формате главная цель реорганизации — «снижение рисков нарушения таможенного законодательства» — по мнению участников ВЭД, достигнута не будет, потому что в ЦЭД все свои прежние обязанности будут исполнять те же сотрудники Балтийской таможни, которые, как писал А.Бельянинов в письме губернатору Георгию Полтавченко, допускали «грубые нарушения таможенного законодательства, связанные в том числе в недостоверным декларированием товаров». Впрочем, делать это станет сложнее, поскольку прием грузов и их оформление будет происходить на разных постах. Кроме грузов, пребывающих в Бронку, количество которых, как утверждают участники ВЭД, неизбежно увеличится, поскольку оформлять груз гораздо удобнее на том терминале, куда он прибывает.

РБК