17.02.11

Проект постановления вызывает большие сомнения и возражения

Федеральной таможенной службой (ФТС) России подготовлен проект постановления правительства РФ «Об определении пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации для убытия с таможенной территории Таможенного союза за пределы территории Российской Федерации отдельных категорий товаров», которым определяются пункты пропуска металлолома на экспорт.

Издание и вступление в силу этого постановления может иметь неблагоприятные последствия не только для экспортеров металлолома, но и для компаний транспортной отрасли, считают в аналитическом отделе ОАО «Мурманский морской торговый порт».

Проектом этого постановления предусматривается сократить число таможенных пунктов пропуска металлолома на экспорт. На территории Российской Федерации таких пунктов будет 9, из них: 5 автомобильных, 2 железнодорожных и 3 морских (Азов, Магадан, Калининград). По мнению Минэкономразвития России, утверждение перечня пунктов пропуска приведет к уменьшению экспорта металлолома, может рассматриваться ЕС как ограничение внешней торговли товарами в рамках законодательства о внешнеторговом регулировании и может быть негативно рассмотрено российскими внешнеторговыми партнерами в процессе переговоров по вступлению России в ВТО.

Кроме того, необходимо учитывать, что с 6 июля 2010 года Российская Федерация уже функционирует в рамках единой таможенной территории, поэтому ограничения такого рода могут послужить причиной для вывоза металлолома в государства-члены Таможенного союза в целях последующего экспорта. Другими словами, на фоне роста мировых цен на металлолом, эта продукция становится привлекательной для перепродажи. ФТС России, в свою очередь, считает, что это решение позволит обеспечить надлежащий таможенный контроль за правильным декларированием экспорта, радиационным уровнем и взрывобезопасностью металлолома.

Благие намерения ФТС понятны, но при ближайшем рассмотрении оказываются совершенно несостоятельными. Дело в том, что обеспечить контроль за взрыво- и радиационной безопасностью металлолома проще всего именно при перевозке морским транспортом - на складе в порту. Труднее всего это выполнить при перевозке в вагонах и автотранспортом. Другое негативное следствие такого шага - это прекращение экспорта металлолома через Мурманск. Ежегодно ОАО «Мурманский морской торговый порт» перегружает более 55 тысяч тонн этого груза, имеются хорошие перспективы для увеличения объемов перевалки. В порту имеется необходимое оснащение для проведения всех видов контроля, складские площади, перегрузочная техника и специалисты высокой квалификации, поэтому объективных причин для запрета перевалки металлолома через Мурманский порт не существует. Прямые потери в виде неполученных доходов могут составить около 26 млн рублей в год. Это деньги из которых осуществляются налоговые отчисления, выплачивается заработная плата, ремонтируется и обновляется техника. Немаловажным представляется общее снижение деловой активности в случае прекращения грузопотока.

ИА "Nord-News"