04.04.11

Проект “Vikingas”: новые возможности железных дорог

В минувший четверг в Вильнюсе состоялась международная конференция «Поезд «Vikingas»: интермодальные решения, развитие и перспективы».

Чтобы обсудить возможности дальнейшего развития грузоперевозок этим интермодальным поездом, успешно сочетающим в себе плюсы грузоперевозок как железнодорожным, так и автомобильным транспортом, прибыли специалисты из Финляндии, Турции, Грузии, Белоруссии, России, Украины и других стран.

Поезд «Vikingas» первоначально родился в феврале 2003-го года как совместный проект железнодорожников Литвы, Беларуси и Украины, соединив литовский порт Клайпеду и украинские гавани Ильичёвск и Одесса.

Но уже вскоре бизнесмены смогли убедиться в плюсах проекта. Так, погранично-таможенная проверка при пересечении поездом границы Европейского союза занимает всего лишь 30 минут, а путь в 1734 километра «Викинг» проходит за 56 часов. Это при этом, что на пути от Балтийского моря до Чёрного грузы, а это прежде всего 20- и 40-футовые универсальные и специализированные контейнеры, автотягачи с полуприцепами (контрейлеры), могут быть выгружены или дополнительно погружены на следующих промежуточных станциях – Вильнюсе, Минске и Киеве.

Всё это породило дополнительный интерес к международному железнодорожному проекту уже за пределами стран-участниц: в странах Скандинавии, в Турции, на Кавказе. Поэтому совсем не удивительно, что нынешняя конференция вызвала такой большой интерес – свыше ста участников.

Вице-министр транспорта и коммуникаций Арунас Штарас в своём приветственном выступлении как раз и обратил внимание на то, что проект «Vikingas» - это результат тесного сотрудничества как железнодорожников, так и государственных органов трёх стран и доказательство того, что, несмотря на неизбежную конкуренцию, можно совместно реализовывать многие идеи и проекты.

- Уже в ближайшее время к этому проекту собираются присоединиться Азербайджан, Грузия, Молдова и Сирия, ведётся диалог с Турцией, - сказал А.Штарас. Он также отметил, что Литва со своей стороны может гарантировать надёжное партнёрство.

Генеральный директор АО «Lietuvos geležinkeliai» Стасис Дайлидка обратил внимание собравшихся на то, что проект «Vikingas» выгоден не только для бизнесменов, участвующим в нём, но и для тех, кто, казалось бы, не имеет к нему никакого отношения. Поскольку этот челночный грузовой поезд потребляет гораздо меньше горючего, чем если бы этот объём грузов перевозился автотранспортом, следовательно, с экологической точки зрения он более выгоден.

О перспективах мировой системы логистики и важном месте в ней проекта «Vikingas» говорил вице-министр иностранных дел Литвы Эгидиюс Мейлунас: «В условиях глобализации к транспортной системе предъявляются всё более высокие требования оперативности и гибкости, а региональное сотрудничество становится более актуальным. Мировые тенденции оказывают влияние на рост контейнерных перевозок и развитие мультимодального транспорта. Находясь на стыке регионов, мы должны внимательно наблюдать за глобальными процессами и воспользоваться возможностью стать мостом между Западной Европой и Скандинавией с одной стороны и Южным Кавказом и Средней Азией — с другой».

Представитель Турецкой независимой ассоциации промышленников и бизнесменов «MUSIAD» в странах Балтии и Скандинавии Исмаил Угур Эркус, представляя большие возможности членов своей ассоциации, заверил, что «Турция будет четвёртым партнёром проекта «Vikingas» и тем самым Европа станет ближе к странам Ближнего Востока.

Подключение Турции к проекту действительно послужит мощным стимулом для развития грузовых челночных перевозок между Балтийским и Чёрным морями. Специалисты в этом не сомневаются. Не случайно, именно подписание меморандума между Литовскими железными дорогами и «MUSIAD» вызвало наибольший интерес у присутствовавших на конференции журналистов.

Литовская и турецкая сторона, подписавшие этот протокол о намерениях, выразили также заинтересованность в сотрудничестве при организации транспортировки грузов по создающемуся коридору «Rail Baltica», а также желание максимально использовать мощности развиваемых в Литве общественных логистических центров – вильнюсского и каунасского.

«Мы приложим все возможные усилия, организуя грузоперевозку и перераспределение грузов через будущие общественные логистические центры – вильнюсский и каунасский, а также направляя как можно больше грузов по коридору Восток – Запад», - сказал С.Дайлидка.

Газета "Обзор"