05.12.11

Проектные перевозки сегодня и завтра

Процесс проектных перевозок сопровождается кропотливой работой менеджеров, которые тщательно изучают особенности этого рынка во всех его проявлениях. Об этом шла речь за круглым столом, в котором приняли участие ведущий специалист по фрахтовой деятельности ООО «Волго-Балтик Логистик» (ООО «ВБЛ») Николай Юрьевич Каржин, менеджер дирекции фрахтовой деятельности ОАО «СЗП» Сергей Александрович Левитский и менеджер по проектам ООО «Волго-Балтик Логистик» Сергей Николаевич Морозов

Наша беседа началась с обсуждения специфики проектных перевозок, которыми многие годы занимается Северо-Западное пароходство.

— Такого рода транспортировками, — заметил Н.Ю. Каржин,— судоходная компания занималась всегда, просто раньше они именовались иначе. В последнее время, когда резко возрос интерес к освоению нефтегазоносных шельфов Каспия и арктического Севера, появилась потребность в доставке туда негабаритных грузов, и, соответственно, получили новый импульс проектные перевозки.

Кроме того, в результате развития горнодобывающей промышленности, тяжелого машиностроения, металлургии, электроэнергетики, нефтехимического производства открылось много новых современных заводов на Урале и в Сибири, соответственно потребовалась транспортировка готовых изделий крупных габаритов.

— Какие проектные перевозки можно назвать наиболее значимыми в навигацию 2011 года?

— Прежде всего следует вспомнить о долговременном контракте, связанном с доставкой оборудования из Европы в Казахстан на месторождение Кашаган. Она ведется с 2006 года на наших судах и баржах из Италии. Следует также отметить тобольский проект, начатый в 2010 году, в рамках которого Северным морским путем мы завозили оборудование для строящегося комбината «Тобольск-Полимер». Исходной точкой поставки груза являлась Корея. Перевозки осуществлялись благодаря тесным отношениям с судоходной компанией-партнером «Jumbo Shipping» (Нидерланды), обладающей соответствующим тоннажем, оснащенной крановым оборудованием для погрузки, вы-грузки и транспортировки подобных крупногабаритных тяжеловесных грузов.

Еще один проект перевозок связан со строительством завода ПВХ в городе Кстове под Нижним Новгородом. Курирующий этот проект С. А. Левитский добавил следующее:

— Данный контракт стартовал в 2011 году и будет продолжен в будущем. В нем участвуют постоянные партнеры Северо-Западного пароходства, которые являются держателями контракта на поставку грузов в Кстово разными партиями практически из всех стран Европы. Выгрузка происходит в Нижнем Новгороде с последующей доставкой груза автомобильным транспортом в район Кстова. Сейчас мы ведем переговоры о совместной работе в навигацию-2012.

Еще один крупный проект 2011 года связан с поставкой оборудования в Балаково. Рассказывает С.Н.Морозов:

— Идея проекта вынашивалась с мая 2011 года, в сентябре был заключен контракт и началась его реализация, завершившаяся в ноябре. Судами Северо-Западного пароходства осуществлялась доставка оборудования для сталепрокатного завода «Северсталь» в Балаково. Оборудование поставлялось из трех точек: Китая, Италии и Франции.

С.А. Левитский сообщил также, что в этом году продлен контракт на доставку модулей для строящихся федеральных высокотехнологичных медицинских центров России в соответствии с национальной программой «Здоровье»:

— Подобные центры находятся за Уралом и в средней полосе России, — пояснил он.— В прошлом году мы поставляли модули в Екатеринбург, а в этом — преимущественно в Новосибирск. Из портов Бельгии грузы доставлялись до Перми, и далее следовала перевалка их до Новосибирска. В Российской Федерации помимо упомянутых имеется еще несколько таких центров. Мы рассчитываем, что реализация программы будет продолжена и в следующем году.

Заключению контрактов, независимо от их специфики, предшествует тщательная подготовительная работа, о которой рассказал Н.Ю. Каржин:

— К перевозкам грузов готовятся задолго до их непосредственного исполнения. На начальном этапе проводятся маркетинговые исследования, экспресс-анализ о возможности и целесообразности осуществления той или иной транспортировки с привлечением специализированных структур, после чего дается заключение о возможности выполнения контракта.

Это лишь начальные звенья реализации транспортной цепочки. Далее решается вопрос, какой тип судов лучше всего следует использовать для решения конкретной задачи, — самоходные или барже-буксирные составы. И только потом заключается контракт.

Часто к его осуществлению мы привлекаем инжиниринговые компании, которые разрабатывают проекты перевозки и размещения груза на судне. Периодически ООО «ВБЛ» заключает договор на погрузочно-разгрузочные работы со стивидорными, а также с такелажными фирмами, которые осуществляют погрузку и крепление грузов. Если заказчик просит организовать доставку груза не только в порт, но и непосредственно на строительную площадку какого-либо предприятия, тогда, если требуется, заключаются договоры с автомобильными или железнодорожными компаниями. Такая практика существует во всем мире.

Северо-Западное пароходство обладает значительным количеством теплоходов (более 115 единиц грузового флота), включая баржи, буксиры. В каждом случае для перевозки конкретного груза выбирается определенный тип сухогрузов с учетом технических и эксплуатационных характеристик: «Русичи», «Волжские», «Сормовские», «Амуры» и другие, а также барже-буксирные составы. Так, для перевозки негабаритного груза длиной 95 метров и весом 1300 тонн потребовалась специализированная баржа, которая была построена для этой группы грузов в 2009 году на Невском ССЗ.

На казахстанском проекте, к примеру, задействованы как барже-буксирные составы, так и суда типа «Русич», «Валдай», «Сибирский», а на тобольском, учитывая специфические условия судоходства на реке Оби, использовались помимо барже-буксирных составов и суда типа «СТ». Последние из упомянутых теплоходов имеют сравнительно небольшую осадку, что весьма важно при эксплуатации их на реках Западной Сибири с глубинами 2,0—2,5 м.

В процессе доставки проектных грузов нельзя обойтись без услуг компаний-партнеров, о чем рассказал Н.Ю. Каржин:

— В первую очередь я бы отметил Волжское пароходство, которое, наряду с ОАО «СЗП», входит в единый холдинг. С волгарями партнерские отношения развиты давно, как в области перевозок на судах, так и буксировки объектов. Далее следует назвать компанию «Jumbo Shipping», с которой ООО «ВБЛ» подписано соглашение о предоставлении прав коммерческого агента в области проектных перевозок по России и странам СНГ. Тесно взаимодействуем с фирмой «Универсальный экспедитор», специализирующейся на перегрузке и отправке грузов по железной дороге.

Большую роль в сохранности проектных грузов и их своевременной доставке играет слаженная работа экипажей, по поводу чего С.А. Левитский заметил следующее:

— Я не хотел бы давать оценку работе какого-либо конкретного экипажа, поскольку проектные перевозки доверяются профессионалам, и этим все сказано. Случайные люди на таких линиях не работают. Как правило, экипажи активно участвуют в погрузочно-разгрузочных работах, поскольку ответственность по доставке грузов возлагается прежде всего на них.

Кроме того, обладая высокими профессиональными знаниями, менеджеры ООО «ВБЛ» и фрахтовые менеджеры ОАО «СЗП» постоянно участвуют в организации погрузки и выгрузки, выезжая непосредственно в места проведения грузовых работ в России и за границей.

Например, я лично присутствовал при погрузке ветряных мельниц в Испании, которые надо было доставить в столицу Азербайджана Баку. При этом хочу отметить слаженность работы капитана и экипажа теплохода «Русич-5» во всех вопросах взаимодействия с отправителями груза и с портовыми стивидорами. Сухогруз, в итоге, вышел из порта без всяких задержек.

Поддерживая высокую оценку профессионализма экипажей судов СЗП, данную С.А. Левитским, Н.Ю.Каржин напомнил еще об одном важном аспекте работ:

— Наряду с долговременными проектными перевозками выполняются и разовые, которые отнимают не меньше творческих сил. Для этого сотрудниками ООО «ВБЛ» и Северо-Западного пароходства ведутся целенаправленные маркетинговые исследования, встречи с потенциальными клиентами, изучается специальная литература. Так что для реализации той или иной разовой перевозки порой требуется много времени и усилий.

Наша беседа плавно перешла к перспективам пролонгации уже существующих контрактов и заключению новых, по поводу чего Н.Ю.Каржин отметил:

— Есть все основания для положительного ответа на этот вопрос, прежде всего в связи с большими стройками, которые ведутся сейчас на Каспийском и Арктическом шельфах. На севере я имею в виду скорый запуск Штокмановского газоконденсатного месторождения в Баренцевом море. Кроме того, ожидается промышленное освоение полуострова Ямал, так что перевозки грузов там также, безусловно, будут увеличиваться. На юге и в центральных областях России планируется проведение ряда крупномасштабных строек, в реализации которых мы надеемся принять непосредственное участие.

— Я думаю, — дополнил С.А. Левитский, — что на Каспийском море еще много лет будет развиваться кашаганский проект. На юге мы работаем все лето, а на Крайнем Севере перевозки ограничены 2—2,5 месяцами навигации.

Следует упомянуть, что второй год ООО «ВБЛ» участвует в международных выставках по перевозкам проектных грузов. Они проходят обычно четыре раза в году на разных континентах. Одна из последних выставок состоялась в Сингапуре (смотри «ВНП» №3 (151) от 11.02.2011). Обычно на таких форумах встречаются, с одной стороны, фрахтователи, а с другой — судовладельцы, заводятся полезные знакомства, выясняются взаимные интересы. Третий год подряд мы участвуем также в международной выставке в Антверпене (Бельгия).

На рынке перевозок наблюдается огромная конкуренция на всех уровнях. К примеру, помимо голландской компании «Jumbo Shipping», в Европе существует еще несколько аналогичных фирм, занятых разными аспектами перевозок на судах. Очень велика конкуренция и по фрахту, и по типу флота. Поэтому мы должны суметь убедить фрахтователя, что именно наша судоходная компания (ОАО «СЗП») сможет перевезти груз из порта погрузки в порт выгрузки в сохранности и без задержек. В этом вопросе очень много составляющих, которые должны удовлетворить запросы заказчика.

Важный нюанс в разговор о конкуренции на разных уровнях внес С.Н. Морозов:

— Жесткая конкуренция проявляется особенно зримо на стадии объявления тендера на перевозку того или иного оборудования. В тендере, как правило, могут участвовать несколько компаний, но побеждает одна. Поэтому, чтобы выиграть, наши предложения по качеству и цене должны быть самыми приемлемыми и убедительными.

Итоги «круглого стола» по проектным перевозкам подвел Н.Ю. Каржин, который сказал:

— Потенциальных конкурентов в нашем бизнесе очень много. Это сотни судоходных компаний, ведущих параллельный бизнес. Тем не менее ОАО «СЗП» сохраняет высокую конкурентоспособность на рынке транспортных услуг за счет наличия большого количества различных типов судов, способных удовлетворить потребности крупных фрахтователей в перевозках больших объемов грузов, а также возможности осуществления перевозок в смешанном (река-море) плавании без перевалки грузов в устьевых портах и способности обеспечивать гарантированное выполнение принятых обязательств с высоким качеством предоставления услуг (сохранность груза, выполнение сроков доставки).

В тему

В навигацию 2011 года суда Северо-Западного пароходства осуществили 43 отправки негабаритных грузов.

С апреля по ноябрь теплоходами «река-море» проектов «Сормовский», «Русич», «Волго-Балт», «Амур» и «Волжский» выполнено 33 рейса с проектными грузами из Европы в порты Каспийского моря, рек Волги и Камы.

В частности, из Европы в порты Курык и Баутино осуществлено семь отправок оборудования для освоения нефтегазового шельфа Казахстана, четыре — в Баку и три — в порт Туркменбаши. Также выполнено десять рейсов с негабаритным оборудованием для предприятий нефтехимической промышленности Центрального и Приволжского федеральных округов и девять рейсов с генеральным грузом в порты Урала.

Несамоходным флотом пароходства совершено десять буксировок негабаритного оборудования для освоения шельфа Каспия.