22.09.08

Проживем ли мы без импортных товаров

Недавнее обострение отношений с Западом и требование некоторых стран ввести экономические санкции против России заставляют задуматься: а сможем ли мы прожить без импорта? Продукты, одежда, техника, лекарства - почти все сделано за бугром или по зарубежным технологиям. Продукции с надписью «Сделано в России» в магазинах кот наплакал. Объем импорта растет как на дрожжах: если за весь 2006 год в Россию завезли товаров на 138 млрд. рублей, то только в первом полугодии 2008 года - на 135 млрд. И тем не менее на голодном пайке в любом случае мы не останемся.



Буренка по-бразильски

По данным таможенников, более 30% съедаемого в России мяса - иностранного производства. И везут его не откуда-нибудь с Украины, а с другого конца света. Три четверти мяса птицы приплывает из Штатов, почти половина всей импортной свинины и говядины эмигрировала из Бразилии и других стран Латинской Америки (подробнее см. график).

- Курятина занимает значительную долю в рационе не самых богатых жителей нашей страны. В среднем на мясо у населения уходит порядка 10 - 12% доходов. Сопоставимые с этим траты идут только на оплату услуг ЖКХ, - подсчитал директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь НИКОЛАЕВ. - Если мы прекратим импортировать мясо, это приведет к росту цен на этот продукт.

Эксперты говорят, что развить мясную промышленность несложно. Курятиной мы можем обеспечить себя уже сейчас.

- Если в 2007 году доля российских птицеферм в производстве курятины составляла 70%, то к 2009 году цифру планируют довести до 90%, - говорит аналитик Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Роман КИПОТЬ.

Таким образом Россия сможет полностью отказаться от импорта «ножек Буша». Свинина также довольно «скороспелый» продукт: получить мясо можно уже через полтора-два года после начала инвестиций, и бизнесмены охотно вкладываются в эту отрасль.

Чуть сложнее с говядиной. С момента начала инвестиций до получения первого килограмма мяса должно пройти как минимум 5 - 7 лет.

- Полностью заместить импорт собственной продукцией России не удастся, - считает Роман Кипоть. - Тут для нас главное, чтобы мы дружили с Бразилией, потому что именно оттуда к нам идет основной импорт. Перевозка мяса из Бразилии стоит не слишком дорого - она добавляет к общей стоимости примерно 25 центов (6 - 7 рублей) за килограмм.

80% лекарств - из-за границы

Если накормить себя россияне худо-бедно еще смогут, то вот подлечить - вряд ли. Давайте будем честными - при прочих равных вы выберете австрийское лекарство или российское?

- Конечно, на словах многие могут поддержать отечественного производителя, но в жизни для себя и своей семьи они выберут другое, - уверен Игорь Николаев.

По данным ЦМИ «Фармэксперт», в первом полугодии 2008 года объем импорта лекарственных препаратов в России вырос на 40% и составил 4,2 млрд. долларов. В целом доля импорта на российском рынке лекарств превышает 70 - 80%.

- Россия практически полностью зависит от импорта инсулина, современных антибиотиков, онкологических препаратов, - пояснили «КП» в ЗАО «Национальная дистрибьюторская компания», одном из крупнейших оптовых поставщиков лекарств на российском рынке.

Иномарки из глубинки

Как ни стараются отечественные производители, но произвести нормальный легковой автомобиль так и не могут. Поэтому и покупают россияне в основном иномарки. В 2007 году в Россию было ввезено 1,6 млн. легковых автомобилей. Самые популярные - Toyota, Nissan и Chevrolet.

- Доля иномарок на рынке сейчас составляет 60% от годовых продаж, хотя еще в 2006 году соотношение было 50 на 50, - говорит гендиректор компании «ФинЭкспертиза» Агван МИКАЭЛЯН. - Представить себе, что все это можно возместить внутренними силами - нереально. Это то же самое, что представить, как все западные компании одновременно сделали себе харакири.

Многие автопроизводители приняли решение сократить объемы импорта и в спешке переносят свое производство в Россию - поближе к потребителю. Наш рынок - один из самых перспективных в мире. К примеру, объем продаж собираемых на Всеволожском автозаводе в Ленинградской области автомобилей Ford в 2007 году вырос на 63% - до 121,2 млрд. рублей. Чистая прибыль ЗАО «Форд Мотор Компани» увеличилась более чем в 4 раза - до 3,22 млрд. рублей. Подтягиваются и другие производители - Toyota, Hyundai, Chevrolet, Renault и другие.

- Большинство автомобильных компаний будет очень серьезно сопротивляться введению санкций, если они будут всерьез обсуждаться, а автомобильное лобби на Западе все-таки имеет серьезный вес, - говорит Агван Микаэлян. - Они понимают, что свято место пусто не бывает. Российский рынок сразу же займет Китай, да и Южная Корея или Япония вряд ли поддержат санкции. В итоге для США и Евросоюза это будет самым дорогим подарком, который они только смогут сделать азиатским конкурентам.

Китай нам поможет

Что касается одежды, бытовой техники - все это производится в Китае. А уж он-то никогда не отказывался от рынков сбыта. Большинство иностранцев, работающих в России, свой бизнес здесь сворачивать не собираются. По крайней мере до тех пор, пока он приносит им прибыль. Поэтому для США и Евросоюза вводить санкции против России себе дороже: лишатся огромного рынка сбыта. Кому тогда будут продавать свои высокие технологии?!

- При любых обстоятельствах Китай нам бойкот не объявит. А что касается стран Запада, насколько они смогут прожить без нас, это мы еще поглядим! - уверен Агван Микаэлян.

Габриэле МОНТЕЗИ, гендиректор компании «Мерлони Термосанитари Русь» (торговая марка Ariston):

- Для нас Россия остается одним из самых приоритетных рынков. В отличие от малого и среднего бизнеса, приостановившего инвестиционные процессы, большинство крупных игроков остается на российском рынке и продолжают работать, как и прежде.

Константин ДУБИНИН, руководитель группы отдела внешних связей компании «Проктер энд Гэмбл»:

- Наша компания продолжает наращивать инвестиции в производство и продажи в России. Эта страна входит в число крупнейших приоритетных рынков для «Проктер энд Гэмбл». И у нас есть долгосрочные подтвержденные планы в России. Мы считаем, что Россия является очень крупным и перспективным рынком.

Михаил ШАПИРО, гендиректор компании «Данфосс» (производит энергосберегающее оборудование) в России:

- Мы уверены, что факт того, что наши «родители» - европейцы, никаким образом не повлияет на деятельность компании в России и нас не лишат «гражданства».

Комсомольская правда 22.09.08