06.10.08

Пространство на троих

Таможни России, Белоруссии и Казахстана планируется перенести на внешние рубежи

Президент России Дмитрий Медведев внёс на ратификацию в Госдуму документы, которые предполагают образование к 2010 году полноценного Таможенного союза между тремя государствами. В перспективе к ним присоединятся и другие члены ЕврАзЭС.

Думе предстоит ратифицировать договоры о создании Комиссии Таможенного союза, о единой таможенной территории и формировании Таможенного союза, а также Протокол о порядке вступления в силу международных договоров, направленных на формирование договорно-правовой базы. Парламенты Белоруссии и Казахстана уже ратифицировали эти документы.

Союз предполагает создание единого пространства, где таможенному контролю будут подвергаться грузы и товары лишь на внешних границах. Разумеется, такой подход предусматривает, что стороны должны выработать единую таможенную политику и единые импортные ставки. Это была очень тяжёлая и непростая работа, которая длилась более четырёх лет. Определять и корректировать уровень ставок должен специальный наднациональный орган. Возможно, это будет Комиссия Таможенного союза, но пока она займётся подготовкой к созданию единого пространства.

По мнению замдиректора Института стран СНГ Владимира Жарихина, Таможенный союз просто невозможен без тесной политической интеграции, но чем меньше стран в него входит, тем меньше выгод они получают.

Как сообщил «Гудку» руководитель департамента транспортной политики и рыночной инфраструктуры Интеграционного комитета ЕврАзЭС Тахир Алиев, в рамках этой организации предусмотрена реализация 52 транспортных проектов, которые связаны с перемещениями товаров и грузов между государствами, и, соответственно, режим единого таможенного пространства значительно облегчит их реализацию.

Пока Киргизия, Узбекистан и Таджикистан, которые тоже входят в ЕврАзЭС, к созданию единого таможенного пространства не готовы. Ещё слишком велики различия в экономическом развитии и нормативной базе между этими государствами и тройкой лидеров. К примеру, в России тарифы меняются динамично, каждые полгода, а на энергоносители – каждые два месяца. Вопрос решается на уровне правительства. А в государствах Средней Азии практикуется очень громоздкая процедура изменения тарифов – только раз в год, по решению парламента. Кроме того, у России и Узбекистана, например, большие различия в ветеринарном и санитарном контроле. И таких нестыковок масса, по самым различным направлениям. Скажем, если на Украине, которая является наблюдателем в ЕврАзЭС, можно свободно пересечь границу, имея при себе $15 тысяч, то в России, имея сумму более $10 тысяч, нужно заполнять декларацию. Но при создании союза правила должны быть одинаковыми. Поэтому присоединение других государств ЕврАзЭС планируется на втором этапе (2010 – 2015 годы).

«На этом этапе члены сообщества примут меры по предоставлению национального режима для поставщиков транспортных услуг в сфере международных перевозок пассажиров и грузов,–- сообщил Тахир Алиев. – Двусторонние межправительственные соглашения в области транспорта будут заменены многосторонними соглашениями ЕврАзЭС».

«Гудок», 06.10.2008