20.10.05

Проводники товарных потоков

По-видимому, малый бизнес, на трудности которого так часто обращает внимание широкая общественность, обладает все-таки замечательной проникающей способностью. Некоторые фирмы нашли себе нишу рядом с таможней.

Хвала таможенникам! Они не только стерегут экономические рубежи страны, но и обеспечивают очень весомый вклад в государственный бюджет. Так, за четыре первых месяца этого года налоговики направили в него 907,5 млрд. руб., Федеральная таможенная служба 534,8 млрд. руб. А все остальные федеральные органы 134,7 млрд.

Но достичь таких высот таможне не удалось бы, не прими государство еще в 90-х годах прошлого века решения привлечь к делу свободный капитал, и не только отечественный. Ибо бурно развивавшаяся после демонополизации внешнеэкономической деятельности торговля с зарубежными фирмами не могла контролироваться органами, рассчитанными совсем на иные объемы и номенклатуру товаров. Пришлось бы резко увеличивать и количество таможенных постов, и расходы на их содержание, а такой возможности не было: помимо оплаты обычных коммунальных расходов требовалось все оснастить современной техникой. Оставить фискальную часть за государством, а все, что связано с логистикой и обеспечением работы таможенных инспекторов (управление материальными и информационными потоками), передать коммерческим структурам было, конечно, единственно возможным выходом. Это решение оказалось еще и весьма удачным.

В подтверждение можно привести пример московской тройки - трех малых предприятий, работающих в сфере действия Даниловского и Печатниковского таможенных постов столицы. Здесь были созданы терминалы конечные пункты поступления товаров из-за рубежа посуху и по воде, благо Южный речной порт столицы под боком. Терминальные компании первые из образовавшихся, обеспечивали прием, складирование и после растаможивания, в чем клиентам содействовали брокеры обеих фирм, передачу грузов конечным получателям. С развитием появилась необходимость более тесного взаимодействия. Тогда появилась фирма Цолл.ру (в ней есть и германский капитал, Zollamt по-немецки таможня ), оказывающая всем желающим коммерсантам услуги, связанные с таможенным оформлением грузов и с информационной поддержкой их бизнеса. В результате затраты на эти операции резко сократились и клиентам стало намного удобнее.

Так, коммерсант, желающий наладить поставку из-за границы интересующего его товара, может придти в фирму, не располагая ничем, кроме намерения, предварительной договоренности с экспортером или имея договор о намерениях. Даже без опыта внешней торговли можно догадаться, что есть нюансы, не зная которых легко наскочить на какой-нибудь подводный камень . Тут важны условия поставки и платежей, выбор валюты контракта, спецификация контракта, следует или нет приводить в нем наименование товара или, если речь идет о нескольких видах, способ их описания и некоторые другие детали. Кто будет заниматься перевозкой тоже существенно. Ожидаемые пошлины, возможное применение мер нетарифного регулирования, необходимость лицензий, коллизии, связанные с авторским правом, использование существующей системы скидок и многое другое все это требует предварительной проработки. Тут незаменим квалифицированный брокер, который в случае неувязок отвечает не только своей репутацией, но и материально. И диву даешься, узнав, что примерно 80% российских предпринимателей, пустившихся в плавание по морю внешнеэкономической деятельности, работают с серыми брокерами, под свою печать , экономя небольшие деньги, но значительно увеличивая степень риска. Наше пресловутое авось ?

Только фирменные специалисты досконально разбираются в основном вопросе проблеме согласования цен, по которым принимает или не принимает товары таможня. Дело в том, что в таможенных органах есть своя база данных, с которой они сверяются во избежание попыток получателя занизить стоимость товаров и заплатить меньшую пошлину. Опытный брокер, если убежден, что все указано правильно, может выступить в роли адвоката клиента перед таможней. Если импортеры действуют по серым схемам, раньше или позже они прокалываются , в результате чего возникают дела вроде недавнего громкого скандала с нелегальным ввозом мобильных телефонов. От чего пострадали не только замешанные фирмы, но и рядовые потребители, поскольку продавцы тут же подняли цены на трубки.

Процесс совершенствования таможенного сервиса продолжается. Сейчас уже завершается стадия подготовки к освоению системы электронного декларирования. Обычно составлением грузовых таможенных деклараций (ГТД), гэтэдэшек , занимаются особые и тоже аттестованные специалисты декларанты. Документы эти довольно объемистые и в некоторых случаях могут представлять солидный пакет из 30 с лишним страниц в четырех экземплярах каждая. Декларант скрепляет его своей печатью и несет ответственность за правильность указанных данных. Дело, требующее достаточно долгой работы.

Несколько лет назад эксперимент с внедрением такой системы был начат Государственным таможенным комитетом России и ныне продолжен Федеральной таможенной службой. Его основная задача оформление таможенного груза в реальном времени без предъявления бумажных носителей, которые предоставляются позже. Сам же процесс декларирования занимает 10 15 минут и, по словам специалистов, ускоряется стократно. Готовый документ передается либо декларантом с терминала, либо владельцем груза, если он сам составляет ГТД, по модемной связи в центральный процессор таможенного поста и лишь проходит там формальную логическую проверку на правильность заполнения. Это не только скорость, это своего рода демократизация процесса, поскольку означает большее доверие к клиенту. Ведь он, как и брокер, получает право электронной подписи, подделать которую невозможно.

Все процессоры по всей стране связываются в единую сеть, выходящую на самый верх, так что даже руководитель Федеральной таможенной службы имеет возможность проследить за выпуском того или иного груза на своем компьютере. В идеале это будет выглядеть так: автотранспортное средство въезжает на территорию терминала, телекамера считывает номер автомобиля. По номеру груз сразу идентифицируется, сведения передаются в складское ответвление сети, там уже готовятся накладные и так далее. Словом, полная автоматизация. Весь таможенный процесс отражается и сохраняется в электронном виде.

Не все идет, конечно, гладко. Как говорят специалисты, особенно мешают подзаконные акты, издаваемые чиновниками вроде бы в развитие правильных положений действующего Таможенного кодекса. Они просто не дают действовать этому кодексу, сетует один из ведущих брокеров, поскольку в нашем случае играют главенствующую роль. Например, некоторые прописанные в кодексе льготные статьи мы не имеем возможности применять. Низовые распоряжения не позволяют ими распоряжаться . В общем, заколдованный круг: закон хороший, а выполнять его не получается, инструкции чиновников мешают.

газета "Россия" 20.10.05