14.07.15

Прозрачно и понятно

Контроль после выпуска товаров, учитывая обозначенные в «Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года» задачи, является одним из важнейших и перспективнейших векторов деятельности таможни. О вопросах, связанных с этой работой, трудностях и особенностях их решения, рассказывает начальник Главного управления таможенного контроля после выпуска товаров (ГУТКПВТ) Валерий СЕЛЕЗНЕВ.

По «дорожной карте»

В 2014 году деятельность Главного управления была направлена на реализацию «Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года», Плана мероприятий «Совершенствование таможенного администрирования» («Дорожной карты»), Концепции развития таможенного контроля после выпуска товаров до 2016 года, Плана работы ФТС России и основных показателей работы таможенных органов на 2014 год, решений коллегии ФТС России, а также решений Объединенной коллегии таможенных служб государств - членов Таможенного союза.

Подразделениями таможенного контроля после выпуска товаров в 2014 году проведено более 6,5 тысячи проверочных мероприятий в отношении юридических, физических лиц и индивидуальных предпринимателей, из них более четырех тысяч в форме таможенной проверки. Результативность таможенных проверок возросла на восемь процентов по отношению к 2013 году и составила 83 процента. По их результатам доначислено таможенных платежей, наложено штрафов на сумму 7,3 миллиарда рублей, взыскано - 2,9 миллиарда рублей, возбуждено 2 568 дел об административных правонарушениях и 176 уголовных дел.

В рамках реализации Концепции развития таможенного контроля после выпуска товаров до 2016 года проведена работа по модернизации системы таможенного контроля после выпуска товаров и повышению его эффективности, в том числе по следующим основным направлениям: совершенствование законодательного и нормативного правового регулирования, создание методологической базы; совершенствование механизмов внутриведомственного и межведомственного взаимодействия, автоматизация процессов (функций) ТКПВТ; совершенствование системы показателей эффективности деятельности; развитие международного сотрудничества, а также совершенствование подготовки кадров.

Для реализации принципиально новых подходов к проведению таможенного контроля после выпуска товаров в качестве основных направлений проверочной деятельности были определены: борьба со схемами уклонения от уплаты платежей, а также организация профилактических проверок. Главным управлением в этой сфере ведется работа и уже выработан механизм, предусматривающий комплекс мер, направленных на предупреждение, выявление, и пресечение незаконного ввоза товаров.

Комплексный подход - это требование учитывать при проведении таможенного контроля после выпуска товаров взаимосвязанные факторы, оказавшие влияние на возникновение нарушения таможенного законодательства.

Для противодействия незаконному ввозу товаров в Российскую Федерацию Главным управлением таможенного контроля после выпуска товаров был выработан такой алгоритм действий, как проведение мониторинга и анализа таможенного декларирования товаров в разрезе РТУ, для выявления риска нарушения таможенного законодательства участниками внешнеэкономической деятельности для организации и проведения таможенного контроля после выпуска товаров, а также использование результатов таможенного контроля для разработки профилей риска и (или) их актуализации при взаимодействии с УРиОК.

Такой алгоритм действий предусматривает установление подразделениями ГУБК мест хранения и реализации незаконно ввезенных товаров для организации и проведения проверочных мероприятий подразделениями ТКПВТ в других регионах, а также принятие мер к усилению таможенного контроля в отношении товаров, перемещаемых юридическими и физическими лицами в пунктах пропуска через таможенную границу.

Уйти от «тотального»

Решение задач, возложенных на подразделения ТКПВТ, было затруднено, а зачастую решение их было невозможно, без определенных функциональных возможностей иных правоохранительных и контролирующих органов. Мы сотрудничаем с федеральными органами исполнительной власти не только в рамках информационного обмена, но и в рамках работы по организации и проведению скоординированных и совместных контрольных мероприятий.

В рамках исполнения задач, направленных на обеспечение смещения акцентов таможенного контроля и перехода от «тотального» таможенного контроля на этапе таможенного декларирования и выпуска товаров к таможенному контролю после выпуска товаров, в том числе направленному на профилактику правонарушений, Главным управлением совместно с иными заинтересованными подразделениями ФТС России была создана правовая база по выбору объектов таможенного контроля после выпуска товаров из перечня лиц, отнесенных к низкой степени риска, в том числе осуществляющих деятельность в качестве уполномоченных экономических операторов.

Завершены работы по модернизации специализированного программного средства КПС «Постконтроль», с помощью которого подразделения таможенного контроля после выпуска товаров уже имеют возможность осуществлять мониторинг и анализ рассчитанных автоматически показателей таможенного декларирования товаров участниками ВЭД с низким уровнем риска нарушения таможенного законодательства, а также формировать базы данных используемых участниками ВЭД схем и способов ухода от уплаты таможенных платежей.

Главным управлением таможенного контроля после выпуска товаров была реализована автоматизация процессов, таких как планирование профилакти-ческих проверок в отношении участников ВЭД с низким уровнем риска нарушения таможенного законодательства, обеспечение передачи сведений о результатах таможенного контроля для использования на этапе декларирования и выпуска товаров, а также анализа информации на этапе после выпуска товаров с учетом рисковых ситуаций, выявленных на этапе декларирования и выпуска товаров (интеграция с Единой базой выявленных рисков).

Немаловажную роль в усиление эффективности таможенного контроля после выпуска товаров играет взаимодействие с бизнес-сообществом. По инициативе бизнес-сообщества на площадке ЕЭК при активном участии Главного управления проводится работа по созданию механизма маркировки отдельных товаров для их идентификации. Это позволит эффективнее выполнять поставленные перед нами задачи по противодействию контрафакту и незаконному ввозу товаров.

В рамках заключенных ФТС России Соглашений о сотрудничестве с бизнес- сообществом и информационном обмене представители крупного бизнеса направляют имеющуюся у них информацию по возможным объектам контроля. В 2014 году было заключено соглашение с некоммерческой организацией «Ассоциация компаний интернет-торговли» и продлено соглашение с некоммерческой организацией «Ассоциация компаний розничной торговли».

Акцент на взаимодействие

Сейчас акцент делается на конструктивное взаимодействие, которое направлено на декриминализацию не только отдельных отраслей промышленности, но и внутреннего оборота. В течение 2014 года представители Главного управления приняли участие в ряде семинаров, на которых представителям крупного бизнеса разъяснялись нормативно-правовые основы проведения таможенного контроля после выпуска товаров.

Активное участие бизнес принимает в обсуждении новелл в таможенном законодательстве и выработке предложений по совершенствованию таможенных технологий.

Так, по результатам направленных в ФТС России предложений, создана рабочая группа ФТС России с участием представителей бизнес-сообщества по вопросам повышения эффективности таможенного контроля после выпуска товаров с использованием методов (стандартов) аудита. Для оптимизации таможенного контроля после выпуска товаров в отношении лиц с низким риском нарушения законодательства прорабатывается проект технологии проведения проверок на основе электронных документов и сведений.

На 2015 год Главным управлением таможенного контроля после выпуска товаров поставлены приоритетные задачи. Это, в частности, реализация Концепции развития таможенного контроля после выпуска товаров до 2016 года, Основных направлений работы по реализации принципа переноса акцента таможенного контроля с этапа таможенного декларирования и выпуска товаров на этап после выпуска товаров в государствах - членах Таможенного союза на 2015- 2020 годы, утвержденных Решением Объединенной коллегии таможенных служб государств - членов Таможенного союза в городе Минске от 17 сентября 2014 года.

В ряду приоритетных задач на 2015 год - реализация решения коллегии ФТС России от 27 ноября 2014 года «Развитие таможенного контроля в таможенных органах Российской Федерации с учетом смещения таможенного контроля с этапа декларирования и выпуска товаров на этап после выпуска товаров», совершенствование таможенного контроля после выпуска товаров на основе системы анализа и управления рисками, а также совершенствование работы по выбору объектов таможенного контроля после выпуска товаров для взыскания таможенных платежей и недопущения роста задолженности по его результатам.

Мы создаем механизм «прозрачных» мероприятий, основанных на совершенствовании правовой базы, принципов межведомственного и внутриведомственного взаимодействия, с использованием автоматизации процесса проведения проверок.

Дальнейшее совершенствование таможенного контроля с учетом переноса акцента таможенного контроля с этапа таможенного декларирования и выпуска товаров на этап после выпуска товаров позволит создать новую систему таможенного контроля, спрогнозировать предполагаемый экономический эффект, правильно распределить трудовые и временные ресурсы в зависимости от региональных или федеральных задач по защите экономических интересов.

Журнал «Таможня» №14 (373) – июль 2015 года