22.06.06

Прямая и явная угроза

Новый руководитель Федеральной таможенной службы (ФТС) Андрей Бельянинов намерен усилить государственный контроль за участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД). По его замыслам, необходимо существенно сократить число внутренних таможенных постов и максимально приблизить их к государственным границам. Бельянинов также предлагает акционировать склады временного хранения (СВХ) и довести долю государства в них до 25% плюс одна акция. По мнению экспертов, государству будет сложно войти в уставный капитал СВХ, а эффективность их управления при этом может существенно снизиться.

Новый глава Федеральной таможенной службы Андрей Бельянинов вчера выступил с программными заявлениями о своем видении реформы таможенной структуры. По его словам, приоритетом своей деятельности он считает "возвращение в лоно государства распыленной таможенной инфраструктуры". Ознакомившись в течение месяца с положением дел, Бельянинов пришел к печальному выводу: "Крупные компании диктуют таможенникам, где и как оборудовать таможенные посты". Решить эту проблему руководитель ФТС намерен следующим образом: таможенные пункты пропуска должны перейти в руки государства. "Для этого ФТС планирует провести масштабный анализ работы пунктов пропуска и выкупить в собственность государства те из них, которые находятся в частных руках",- рассказал Бельянинов. По его словам, подготовительные работы уже проведены.

К сокращению необходимо готовиться и внутренним таможенным постам, которых, по мнению главы ФТС, излишне много. "Зачем нужна таможня, например, в Ивановской или Владимирской области? Я думаю, что этот вопрос нужно пересмотреть и либо сократить число таможенников в таких регионах, либо ликвидировать эти таможни",- заявил Бельянинов.

Аналогичные меры следует принять и в отношении СВХ, считает Бельянинов. Во-первых, по мнению Бельянинова, СВХ должны быть придвинуты к российским государственным границам. Он недоумевает, почему некоторые СВХ находятся "в тысяче километров от таможенных постов". Если же владельцы СВХ будут возражать, "товаропоток будет направляться мимо них", пообещал Бельянинов. Но и это не все. По словам Бельянинова, необходимо акционировать СВХ с выделением государству доли не меньше 25% плюс одна акция.

По данным ФТС, в России действует 850 СВХ. "СВХ занимают центральное место в таможенном процессе: товар направляется туда, чтобы не задерживать поток на пропускном пункте",- рассказывает руководитель думского комитета по экономической политике Валерий Драганов. Прибыль СВХ складывается за счет предоставления услуг по хранению товара и оформлению документов, пояснил депутат.

"Государственных СВХ, бесплатно осуществляющих хранение товаров, около 10%,- говорит сотрудник московской компании, занимающейся экспортно-импортными операциями.- На коммерческих СВХ стоимость суточной аренды квадратного метра склада равна $1,5. С учетом брокерских услуг оформление одной фуры в Московском регионе обходится участнику ВЭД в $1000".

"В Северо-Западном таможенном управлении из 130 складов только девять принадлежат таможенным органам",- сообщила руководитель таможенной практики юридической компании DLA Piper Rudnick Gray Cary Вильгельмина Шавшина.

По мнению экспертов, вернуть СВХ в госсобственность будет крайне сложно. "Мощные структуры заинтересованы в том, чтобы СВХ оставались коммерческими",- уверен один из участников рынка.

Ведущий специалист ООО СТМ Валерий Глыздов не исключает, что государство исключит из реестра СВХ те склады, которые не продадут ему блокирующий пакет акций. "Вход государства в управление акционерным обществом- сложная процедура, которая займет много времени",- предупреждает Шавшина.

Кроме того, Андрей Бельянинов считает, что необходимо вернуть персональную ответственность таможенных брокеров, которые занимаются составлением деклараций для коммерческих фирм. Это, по его мнению, позволит сократить число "серых" схем ввоза товаров на территорию России.

"Сейчас таможенные брокеры занимаются растаможкой не от своего лица, а от лица фирм, которые ввозят товары, при этом всю ответственность за достоверность представленных сведений несут импортеры",- пояснил глава ФТС.

Бизнес 22.06.06