22.12.06

Пункты пропуска: дело не в количестве

В настоящее время пограничный, таможенный и иные виды государственного контроля, общим числом семь, осуществляются в 441 пункте пропуска и иных специально оборудованных местах. Главная забота таможенных органов - строительство и обустройство автомобильных пунктов пропуска (АПП), большинство из которых, а именно 82 процента, и находятся на их балансе. В то же время 24 автомобильных и смешанных пунктов пропуска находятся на балансе других организаций.

Большинство АПП строилось в 80-х годах, да еще и по временной схеме (около 90 процентов). Так что к настоящему времени из 317 комплексно обустроенных пунктов пропуска, принятых в эксплуатацию и открытых в установленном порядке, на долю АПП приходится лишь 37, то есть 19 процентов от общего количества АПП. В целом они отвечают современным требованиям по оснащению информационно-техническими средствами, уровню сервиса для пассажиров и специалистов контрольных служб. Также они имеют полный комплекс объектов для функционального обеспечения всех контрольных служб с соответствующей техникой. Однако, если иметь в виду, что в настоящее время разрабатывается новая технологическая схема государственного контроля на АПП по принципу "одного окна" и "одной остановки", предусматривающая размещение на линии контроля только двух государственных служб, потребуется реконструкция и этих АПП. 154 АПП относятся к разряду необустроенных и в это число входят 111, обустроенных по временной схеме (58 процентов), и 43 (21 процент) являются пунктами упрощенного пропуска. Это означает, что они имеют минимальный набор сооружений для осуществления государственного контроля на границе и в целом не отвечают современным требованиям.

Самыми обустроенными являются участки границы в Северо-Западном регионе, а самыми низко обустроенными - на государственной границе с Украиной и Казахстаном. Это при том, что на рубежах с этими странами находится половина всех АПП. Так, на государственной границе с Украиной обустроены по постоянной схеме только пять АПП (Нехотеевка, Новошахтинск, Куйбышево-Дьяково, Троебортное, Гу-ково), а на государственной границе с Казахстаном - три (Бугристое, Петухо-во и Озинки). С целью улучшения условий работы должностных лиц таможенных и других контролирующих органов в 2005 году на 20 АПП на государственной границе с Казахстаном были установлены служебно-производственные здания модульного типа. Кроме того, по словам начальника Главного управления тылового обеспечения (ГУТО) ФТС России Сергея Комличенко, ведется работа с казахстанской стороной о подготовке к подписанию соглашения о строительстве совместных пунктов пропуска, по которому каждая из сторон примет на себя обязательство обустроить девять АПП для организации в них совместного контроля. Дальнейшее обустройство пунктов пропуска планируется проводить в рамках утвержденной правительством РФ Федеральной целевой программы (ФЦП) "Государственная граница".

Не секрет и то, что многие пункты пропуска строились не только временно, но и не в тех местах, то есть не на пути следования товаропотоков, поэтому их существование сейчас является неоправданным. Однако для того, чтобы оптимизировать, в частности количество АПП, необходимо провести их паспортизацию. Кстати, в одобренной российским правительством в конце 2005 года Концепции развития таможенных органов проведение мероприятий по оптимизации количества пунктов пропуска включено в первый этап, то есть до 2008 года.

Общие проблемы, касающиеся АПП, в каждом региональном таможенном управлении имеют еще и свои особенности, о чем говорили их руководители на заседании коллегии ФТС России в конце сентября нынешнего года. Так, в целесообразности вообще и в целесообразности нахождения именно в тех местах, где сегодня находятся некоторые АПП, говорили руководители ДВТУ и ЮТУ. А большой рост товаропотоков, почти на 40 процентов с начала года, создает автомобильные пробки в зоне деятельности Северо-Западного управления. По словам его руководителя Игоря Власенко, "как бы мы ни хотели быстро работать, но все равно на каждый автомобиль приходится 15-30 минут". К примеру, на въезд Бурачки обрабатывают сегодня 480 автомобилей, и это, по признанию главы СЗТУ, максимум того, что возможно.

Кстати говоря, таможенники дают информацию об автомобильных пробках, которая передается по радио, и автоперевозчики имеют возможность корректировать свой путь. Однако решение данной проблемы требует системного подхода и усилий не только с российской стороны. Уже создана совместная российско-финская рабочая группа, и возможно, что ее наработки помогут решить проблемы, возникшие не только на этом участке границы, но и на других АПП в зоне деятельности РТУ.

В рамках ФЦП планируется обустройство 35 АПП на наиболее напряженных участках государственной границы, в том числе с Финляндией, Латвией, Литвой, Польшей, Казахстаном, Украиной, Грузией, Азербайджаном и Китаем. Кроме того, в рамках проекта дополнения к программе "Госграница" Федеральной таможенной службой были подготовлены предложения, включающие в себя:

- выкуп в 2007 году и реконструкцию в 2008-2009 годах восьми АПП, находящихся в собственности коммерческих структур;
- реконструкцию в 2007 году трех АПП для размещения инспекционно-досмотровых комплексов (ИДК), приобретаемых за счет займа МБРР;
- реконструкцию 16 АПП, находящихся на балансе муниципальных органов власти и Пограничной службы ФСБ России, а также приобретение и монтаж на АПП 32 зданий модульного типа (2007 год);
- приобретение 45 мобильных ИДК, в том числе в 2007 году - 40, в 2008 - 5;
- строительство шести стационарных ИДК, в том числе разработка соответствующей документации и реконструкции для этих целей АПП (2007 год разработка документации, 2008-2009годы - завершение работ);
- приобретение в 2007 году восьми ИДК для воздушных пунктов пропуска;
- оснащение АПП 61 комплектом систем считывания и распознавания габаритов и номерных знаков транспортных средств (22 - в 2007 году, 39 - в 2008 году);
- приобретение 29 единиц передвижных досмотровых рентгенотелевизионных установок для пунктов пропуска, обустроенных по временной схеме (18 - в 2007 году, 11 - в 2008 году);
- приобретение 131 стационарной досмотровой рентгенотелевизионнои установки (43 - в 2007 году, 88 - в 2008 году);
- оснащение АПП 106 комплектами весового оборудования (50 комплектов в 2007 году, 56 - в 2008 году);
- проектирование и начало строительства десяти АПП (завершение работ в 2010 году);
- проектирование и строительство Операционного центра ФТС России по управлению интегрированным контролем в пунктах пропуска (начало работ в 2008 году, завершение - в 2010 году);
- проектирование и строительство восьми кинологических центров (2008-2009 годы).

По расчетам, на все это потребуется свыше 20 миллиардов рублей. Однако в ходе реализации программы "Госграница" возникли трудности, в первую очередь, связанные с отсутствием необходимой законодательной и нормативно-правовой базы. Она необходима для установления требований государственных контрольных органов к строительству, оборудованию и техническому оснащению пунктов пропуска с учетом совершенствования в них государственного контроля. Вследствие этого пока невозможно начать полномасштабные работы по обустройству пунктов пропуска по новой технологической схеме и, тем самым, эффективно осваивать выделенные бюджетные средства.

Журнал "Таможня"