13.03.06

Пункты пропуска: количество и качество начинается с правового обеспечения

Одобренную российским правительством в конце 2005 года Концепцию развития таможенных органов предполагается реализовать в два этапа. Первый этап (до 2008 года), в частности, включает в себя проведение мероприятий по оптимизации количества пунктов пропуска, а также совершенствование организации государственного контроля в пунктах пропуска.

О необходимости работы в пунктах пропуска по принципу одна остановка и одно окно , как, впрочем, и о создании межведомственной интегрированной автоматизированной системы (МИАИС), говорилось давно. Такая система позволяет формировать базы данных контрольных органов и работать с ними. Она функционирует в режиме реального времени, позволяя осуществлять предоставление, сбор, обработку, хранение и использование информации о лицах, транспортных средствах и товарах, прибывающих или убывающих на территорию Российской Федерации, а также создает условия, необходимые для организации работы органов фитосанитарного, ветеринарного, транспортного и санитарно-карантинного надзора. При этом всегда подчеркивается, что вышеназванные контрольные органы никоим образом не выпадут из обоймы . Вся информация, благодаря одному окну , в режиме реального времени будет стекаться в МИАИС. Это, кстати, существенным образом сократит время таможенного оформления, а сами таможенники при этом перестанут работать вслепую. Не секрет, что сегодня нередко представляются липовые санитарные, фито-и ветеринарные сертификаты, просроченные лицензии и фальшивые разрешения, которые практически невозможно быстро проверить. А благодаря МИАИС каждая служба сможет получить необходимую информацию и принять решение, что делать с перемещаемым грузом, - досмотреть, запросить дополнительные данные и так далее.

Для реализации вышеназванных пунктов Концепции в первую очередь необходимо правовое обеспечение. Как сообщили нам в Главном управлении организации таможенного контроля (ГУОТК), Федеральная таможенная служба принимает участие в подготовке законодательных и нормативных правовых актов, направленных на совершенствование государственного контроля в пунктах пропуска. Так, в рамках этой работы ФСБ России и Минэкономразвития с участием ФТС России были разработаны предложения по совершенствованию государственного контроля в пунктах пропуска. С участием Федеральной таможенной службы был подготовлен и согласован с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти проект федерального закона О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации . Еще в августе 2005 года он был внесен в Правительство РФ. В настоящее время он проходит дополнительные согласования с Минсельхозом, Минздравсоцразвития и Минтрансом.

Наверно, это не случайно, потому что указанный законопроект предусматривает внесение изменений в ряд действующих законов, затрагивающих сферу деятельности ряда министерств и ведомств, в том числе и вышеназванных. Предусматриваемые им изменения касаются Воздушного и Таможенного кодексов Российской Федерации, а также Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и федеральных законов: О беженцах , О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию , О Государственной границе Российской Федерации , О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения , О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения , О качестве и безопасности пищевых продуктов , а также О карантине растений . Одна из новелл - Правительство РФ предполагается наделить полномочиями устанавливать порядок осуществления таможенными органами отдельных действий по обеспечению карантина растений, санитарно-эпидемиологическому надзору, государственному надзору и контролю в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, а также государственного контроля за соблюдением порядка осуществления международных автомобильных перевозок в пунктах пропуска. Как пояснили нам в ГУОТК, выполнение указанных функций таможенными органами возможно только после установления правительством соответствующего порядка и при условии создания и внедрения МИАИС.

Конечно же, данный законопроект - одно из возможных решений, которое должно пройти этапы законотворческого процесса, прежде чем стать реальностью. Есть и другие точки зрения, например, - контрольные органы должны исполнять свои функции, территориально располагаясь либо в непосредственной близости от пункта пропуска, либо находясь в нережимной зоне его территории.

С учетом положений законопроекта, экспертами ФСБ России, Минэкономразвития и ФТС России были разработаны проекты принципиальных решений по организации государственного контроля в автомобильных пунктах пропуска (далее Порядок), обустроенных и принятых в эксплуатацию в установленном порядке, и схема автомобильного пункта пропуска, которые согласованы ФТС России и ФСБ России. Порядок в соответствии с проектом предусматривает упорядочение системы государственного контроля в автомобильных пунктах пропуска в части проведения пограничного и таможенного контроля совместно и одновременно ( одно окно ), создания и внедрения МИАИС. Помимо этого, порядок предусматривает также оптимизацию количества государственных контрольных органов в режимной зоне и сокращение времени нахождения подконтрольных объектов в пунктах пропуска. Это, в свою очередь, потребует изменения расположения объектов и инфраструктуры в автомобильных пунктах пропуска, разработки заданий на их проектирование и их проектно-сметной документации с учетом изменений.

О том, что с пунктами пропуска есть проблемы, признается на всех уровнях. Правовое оформление, обустройство и техническое оснащение многих из них далеки от совершенства. Федеральная целевая программа Государственная граница (2003-2010) предусматривает осуществление ряда мер по улучшению сложившейся ситуации, но, как признал глава Минэкономразвития Герман Греф, уже очевидно, что всю проблему обустройства государственной границы эта программа не решит. Так, с учетом заложенных в нее средств, только 35 автомобильных пунктов пропуска будут обустроены и технически оснащены в соответствии с современными требованиями.

По сведениям ГУОТК, в настоящее время в соответствии с правовыми актами Российской Федерации и СССР, международными договорами РФ с сопредельными государствами установлены 317 пунктов пропуска. В том числе, 191 автомобильный, 59 железнодорожных, 29 морских, 7 речных, 2 озерных, 8 смешанных, 18 воздушных, 2 пешеходных и 1 паромный. Однако из этого общего числа комплексно обустроены, приняты в эксплуатацию и открыты в установленном порядке лишь 33 автомобильных, 5 железнодорожных, 6 морских и 3 воздушных пунктов пропуска. Кроме того, еще 56 морских и 3 речных порта, а также 65 аэропортов (аэродромов) на территории нашей страны открыты для международного сообщения (международных полетов) в соответствии с правовыми актами Российской Федерации и СССР. Но пункты пропуска на территории этих 124 транспортных узлах до настоящего времени не установлены и поэтому они не могут быть обустроены, технически оснащены и открыты в установленном порядке.

Мероприятия по оптимизации количества пунктов пропуска, сообщили нам в ГУОТК, осуществляются в рамках реализации пунктов 2 и 3 раздела III заседания Государственной погранич ной комиссии от 31 мая 2005 года. Минтранс России с участием ФТС России разработал проект постановления Правительства РФ Об утверждении форм и порядков ведения паспортов пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации и направил его на рассмотрение и согласование заинтересованным федеральным органам исполнительной власти. После завершения согласования документ будет внесен в правительство. Далее в течение б месяцев после вступления его в силу должна пройти паспортизация пунктов пропуска. Это необходимо для получения сведений о фактическом состоянии пунктов пропуска и мест, где осуществляется пропуск лиц, транспортных средств и товаров, но пункты пропуска не установлены, и их правовом оформлении. На основании этой информации будет проводиться: правовое оформление пунктов пропуска, открытие для международного сообщения (международных полетов) морских, речных портов, аэропортов, аэродромов; закрытие пунктов пропуска, дальнейшее функционирование которых будет признано нецелесообразным; а также открытие тех из них, которые уже существуют де-факто, но правовые акты об их установлении не принимались. Безусловно, этому будет предшествовать большая работа многих ведомств, в том числе Минтранса, Минэкономразвития, Минобороны, ФСБ России совместно с МИДом и МВД, Мин-сельхозом, Минздравсоцразвития. Им, в частности, необходимо будет выяснить фактическое состояние нормативного правового оформления пунктов пропуска, их обустройства, технического оснащения и кадрового обеспечения, имущества и его собственников (владельцы, балансодержатели), а также организации, осуществляющие хозяйственную и другую деятельность в пунктах пропуска.

Лишь после проведения всей этой работы будет сформирован перечень пунктов пропуска, которые установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации. Далее будут определены объемы финансирования на их обустройство, оборудование и техническое оснащение. По расчетам Минэкономразвития, общая стоимость мероприятий по реализации Концепции, в том числе и на вышеуказанные проекты, в течение пяти лет составляет порядка 130 миллиардов рублей, в том числе 25 миллиардов рублей уже выделенных под имеющиеся целевые программы. Это, безусловно, немалые средства, однако наличие современных пунктов пропуска - это настоятельная необходимость, к тому же быстро окупаемая и прибыльная для государства. Не стоит забывать и того, что таможенная служба в настоящее время обеспечивает 42 процента доходной части бюджета страны.

Журнал Таможня