29.08.13

Путь в зеленый коридор

Часы прохождения границы постепенно сокращаются. Белорусские таможенники уже почти год следуют обновленным срокам проведения процедур. Их автоматизация — не самоцель. Главное здесь — сэкономленное время. И деньги. А как у наших партнеров по Таможенному союзу? Ведь мы стремимся к тому, чтобы установить по всему периметру внешней границы единые условия ее пересечения.

В Минске прошло заседание Консультативного комитета по таможенному регулированию Евразийской экономической комиссии. Его основной темой стало введение предварительного информирования о поступающих грузах. Суть в том, чтобы все необходимые данные в электронном виде предоставлялись таможенникам заранее. Если документы чистые — транспорт идет по зеленому коридору. Есть вопросы — досматривается пристальнее. Предварительное информирование в Таможенном союзе для автотранспорта уже введено. Хотя и не так быстро, как изначально хотелось. Теперь очередь железной дороги.

Предполагается, что подобная норма для товаров, перемещаемых грузовыми составами, должна стартовать с октября 2014 года. И, кстати, именно белорусский опыт будет взят за основу. К предварительному информированию уже прибегают компании, которые перевозят грузы контейнерным поездом «Зубр». Он идет из Эстонии в Украину. И в обоих направлениях проходит через нашу границу. Эффект — простой поезда сократился минимум на два часа.

Нужно ли вводить какую–то ответственность для тех экспедиторов, которые не удосужатся подавать данные заблаговременно? Или их не придется подгонять? Министр ЕЭК по таможенному сотрудничеству Владимир Гошин рассказал:

— Мы изучали опыт Евросоюза. Общих для всех стран норм о такой ответственности нет. Каждое государство принимает решение самостоятельно. В Латвии, например, за непредоставление сведений введена административная ответственность. Главное здесь — не ответственность как таковая, а экономическая целесообразность. Деньги омертвляются на то время, пока груз стоит без движения.

В перспективе предварительное информирование в Таможенном союзе может быть введено не только для железнодорожного, но и для воздушного, и водного транспорта.

Кстати

Евразийская экономическая комиссия утвердила положение о порядке определения таможенной стоимости товаров, незаконно ввезенных на территорию ТС.