25.09.06

Расплата за очередь

Автоперевозчики продолжают терпеть убытки из-за простоя на границе с Россией. Но это еще не все беды, свалившиеся на транзитный бизнес. На прошедшей неделе премьер-министр Айгарс Калвитис пообещал ввести транзитные пошлины, средства от которых можно было бы использовать для приведения в порядок инфраструктуры контрольно-пропускных пунктов на границах.

История вопроса

На самом-то деле рекордные очереди на контрольно-пропускном пункте Терехово выстроились не в этот бархатный сезон. В декабре прошлого года очередь на участке Резекне - Гребнево достигала десяти километров, а на противоположной стороне границы, на участке Гребнево - Убылинка, - около восьми километров. С заторами тогда удалось справиться в течение трех недель. И не столь благодаря особым решениям, сколько тому, что после Рождества пошел сезонный спад по перевозкам.

Проблемы с пересечением российской границы грузовыми автомобилями существуют, пожалуй, с момента возникновения этой самой границы. Уж точно один раз в год известия из Терехово напоминают репортажи из горячих точек: количество фур, водители, живущие по нескольку дней в полевых условиях, беспомощные комментарии должностных лиц.

В прошлом году Латвийская ассоциация логистики и таможенных брокеров уже призывала Совет портов наконец-то решить эту проблему и ввести так называемые зеленые коридоры, суть которых достаточно проста: на пограничном переходе создается дополнительный терминал с площадкой для стоянки грузовиков, помещениями для брокеров, а также комнатами отдыха и душевыми для водителей. Компания-автоперевозчик еще до того, как ее машина достигнет границы, отправляет туда документы в электронном виде. А к прибытию груза брокеры уже могут оформить все бумаги. Но воз, как мы видим, и ныне там.

Страна транзита

Наша страна позиционирует себя во внешнем мире как страна транзита. То, что количество грузов в сторону восточных соседей будет только увеличиваться - понятно всем. И тем, для кого транзит - бизнес, и, видимо, тем, кто выстраивает государственную политику, поскольку доля транзита в объеме нашего ВВП (валового внутреннего продукта) весома, несмотря на все политические страсти.

И полгода не прошло с момента последних рекордных очередей в Терехово, как премьер-министр Айгарс Калвитис решил лично посетить пограничный пункт. По результатам поездки было оглашено несколько решений. Во-первых, нужно проложить дополнительную полосу. Во-вторых, следует построить автостоянку. И, наконец, ввести систему предварительного декларирования. Вам это ничего не напоминает? Да, почти год назад именно эти меры были разработаны и предложены Латвийской ассоциацией логистики и таможенных брокеров.

Плати!

Но главной бомбой поездки премьера на границу стало предложение о введении транзитной пошлины. Она могла бы составлять 10 евро или долларов США за единоразовый проезд через территорию Латвии. Обоснование такого решения следующее. Во-первых, таким образом можно сократить количество иностранных грузовиков. (А как же тогда быть со страной транзита ?) Во-вторых, появятся деньги на модернизацию пограничного пункта и строительство автостоянки и дополнительной полосы. (Но ведь деньги на эту самую модернизацию нам уже однажды давали из фондов ЕС )

Кому выгодны очереди?

Премьер озабочен ситуацией на границе. Ищет выходы, строит планы, называет виновных. Компании, чьи фуры застряли в очередях, терпят убытки, ведь только одни сутки простоя фуры обходятся около 150-200 евро. А машины стоят по три-четыре дня. И, кстати, не только иностранные. К примеру, резекненский завод электроинструментов Rebir 78% своей продукции отправляет в Россию.

Получается, что нет в сложившейся ситуации той самой заинтересованной стороны, которая бы искусственно выставляла преграды. Разве что предприимчивые жители окрестностей, продающие питьевую воду за немыслимые деньги.

Но меры однозначно нужно принимать сейчас, не откладывая до весны. Опыт наших грузоперевозчиков показывает, что прирост объемов перевозок в августе только начинается и растет до Рождества быстрыми темпами. Достаточно вспомнить прошлогоднюю ситуацию.

ЦИФРА

одни сутки простоя фуры обходятся в сумму около 150-200 евро

Информационный портал Даугавпилса; 25.09.06