07.06.10

Размен ставок

Белоруссия все-таки может присоединиться к Таможенному союзу с 1 июля. Минск готов отказаться от требований по беспошлинной российской нефти в обмен на льготы по импорту иномарок

Белоруссия может вступить в Таможенный союз с 1 июля, но с рядом изъятий, сообщил в пятницу министр экономики страны Николай Снопков (его цитирует «Интерфакс»). К этой дате должен завершиться второй этап формирования союза: вступление в силу единого для России, Белоруссии и Казахстана Таможенного кодекса, а также ликвидация таможенного контроля на российско-белорусской границе. Две недели назад Минск отказался подписать документы, сославшись на неурегулированность ряда вопросов, неделю спустя Москва и Астана объявили о введении кодекса с 1 июля на двусторонней основе.

Главной причиной разногласий России и Белоруссии оставались экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты — Минск настаивал на их отмене. Снопков не уточнил, как изменилась позиция Белоруссии. Представитель белорусского правительства от комментариев отказался. Позиция Москвы по пошлинам на нефть осталась прежней, говорит российский чиновник, участвующий в переговорах: в 2010 г. Белоруссия получит для внутренних нужд беспошлинно 6,3 млн т нефти, остальное — с пошлиной (общий объем — около 20 млн т). Ранее российский премьер Владимир Путин говорил, что экспортные пошлины в союзе будут отменены с момента ратификации соглашения по Единому экономическому пространству с 2012 г. Есть надежда, что Минск согласится с этим условием, говорит российский чиновник, в обмен Москва может пойти на сохранение для Белоруссии пониженных импортных пошлин на иномарки, ввозимые физлицами. Планируется, что 4-5 июля в Астане президенты трех стран объявят, что союз заработает в полную силу, отмечает сотрудник аппарата правительства.

Казахстан уже добился снижения в 2-3 раза пошлин на ввоз гражданами иномарок с 1 июля 2010 г. по 1 июля 2011 г. — до 0,6-2 евро за 1 куб. см двигателя в зависимости от возраста автомобиля. В России ставки значительно выше, 2,5-5,8 евро, в Белоруссии — еще ниже, 0,35-0,7 евро.

Российские дилеры опасались, что после снятия границы с Белоруссией в страну хлынет поток дешевых подержанных иномарок, ввезенных по старым пошлинам. С новыми автомобилями российской сборки Toyota Camry и Volkswagen Passat (около 900 000 руб.) будут соперничать по цене 2-3-летние Audi A6, Mercedes E-класса из Белоруссии, которые в России на вторичном рынке стоят 1,6 млн руб., говорил ранее директор по стратегическому развитию «Атлант-М» Алексей Терещенко. «Мы предлагаем жесткие правила: при перепродаже машины в России нужно будет заплатить пошлину в полном объеме, а в год по сниженным ставкам можно ввозить не более двух машин», — говорит российский чиновник. Обрушить цены иномарки, ввезенные через Белоруссию, вряд ли смогут, считает сотрудник российской дилерской компании, рынок оживает, но контроль необходим.

Ведомости; 07.06.10