29.10.12

Размещение таможенных постов по фэн-шую

Что нам стоит дом построить? Нарисуем - будем жить. Похоже, что именно по этому принципу организует Федеральная таможенная служба (ФТС) размещение таможенных органов по территории РФ. Четвертый год идет процесс миграции по территории России таможенных постов, пока только сама ФТС и её РТУ никуда не переезжали, зато есть особо уникальные таможенные посты, которые, как птицы перелетные, по два раза в год меняют место своего размещения.

Но время идет, все меняется, и вот наступает новый этап в таможенном администрировании. Тут еще и с РОСТЭКом не все понятно. Скорее всего, Государственная Дума РФ примет поправки к одобренному в пятницу законопроекту о запрете государственным унитарным предприятиям на осуществление деятельности в сфере таможенного дела, предусмотренной главой 5 Федерального закона О таможенном регулировании», и придется РОСТЭКу менять профиль деятельности… А как же тогда быть с таможенными постами, которые ФТС, так любезно разместила на терминалах РОСТЭКа? В общем, времени мало, а дел предстоит сделать очень много.

Игра в наперстки…

В соответствии с частью 2 статьи 10 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» создание, реорганизация и ликвидация региональных таможенных управлений, таможен и таможенных постов осуществляются в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. И вот свершилось, Правительство РФ своим Постановлением №1071 от 20 октября 2012 утвердило Правила создания, реорганизации и ликвидации региональных таможенных управлений, таможен и таможенных постов. Постановление должно вступить в силу по истечении 30 дней после дня его официального опубликовании. Счастье нагрянуло неожиданно, практически два года жили без этих Правил.

Бизнес свыкся уже, смирился с постоянной, практически, сезонной миграцией таможенных постов по различным терминалам… И тут, на тебе, - Правила. Если по существу, то вводимые Постановлением правительства Правила ничего практически не меняют, нового не вводят, не считая краткосрочных консультаций с общественными объединениями: РССП, ТПП, Деловая Россия. И как показывает опыт таких консультаций, то, как бы ни возмущались представители общественных объединений, как бы они единодушно не были против решения ФТС или не соглашались с предложениями ФТС, на итоговое решение ФТС это никак не влияет. Решение ФТС принимает по-своему усмотрению.

Издало правительство постановление, ну и издало. Ввело Правила создания, реорганизации и ликвидации РТУ, таможен и таможенных постов, и это уже хорошо, хоть как-то ликвидировало один из многих пробелов таможенного законодательства. Вопрос сейчас совсем не в этом, а в другом. И что же такое «это другое», и почему в нем вопрос?

Крапленая карта…

На сайте ФТС размещены три очень интересных и загадочных приказа. Свежие такие, интересные….

№1918 от 24 сентября, №1924 от 26 сентября и №2040 от 10 октября и все приказы текущего, 2012 года. Ежедневно на сайте ФТС публикуются десятки приказов, в чем же именно эти такие особенные и примечательные?

Первая примечательность, в том, что все эти три приказа «О совершенствовании структуры таможенных органов…», расположенных в РТУ.

Вторая примечательность, в том, что по этим трем приказам предполагается сокращение, переподчинение таможен и таможенных постов.

Третья примечательность, в том, что все три приказа изданы именно перед самым изданием Постановления правительства, утверждающего Правила создания, реорганизации и ликвидации, в которых все выше перечисленные действия ФТС, подлежат обсуждению и консультированию не только с другими федеральными органами исполнительной власти, но и с общественными организациями и объединениями.

Совпадение? Возможно.
Ход на опережение? Скорее всего.
Агония администрирования и управления? Тоже вариант не самый маловероятный.

С одной стороны, дело понятное, сокращаться надо, президент поставил задачу, тут фантазируй, мечтай, а выполнять надо. По приказу №1918 – 712 штатных единицы в ПТУ, по №1924, в ЮТУ – 495 штатных единиц, по №2040 – в СЗТУ – 943 штатные единицы сокращаются, итого по трем РТУ – 2150 штатные единицы… Немало, надо сказать.

И что особенно удивляет, как-то очень бойко ФТС переживает за судьбу РОСТЭКа, который, кстати, никто сокращать и ликвидировать пока не собирается, а всего лишь планируют ограничить деятельность. Да и то - только в части оказания услуг на рынке таможенного сервиса. Но есть же и другие рынки, вот например строительный… Тем более, что РОСТЭК создавался именно для строительства и эксплуатации зданий и сооружений, да и нуждается строительный рынок в «притоке новой крови».

А вот судьба 2150 человек ФТС как-то не особо беспокоит? По крайней мере, есть приказы, которые начнут исполняться с 25 декабря этого года, а по дальнейшему трудоустройству сокращаемых «штатных единиц» пока ничего не предпринимается. Ведь, если посмотреть на географию реформируемых таможен и таможенных постов, то в этих регионах работа в таможне, может быть, единственный способ как-то жить.

Будем надеяться, очень хочется надеяться, что руководство ФТС не останется безучастным к судьбам сокращаемых. Тем более, что уж в безразличном отношении к судьбам подчиненных А.Ю. Бельянинова сложно упрекнуть.

Мы наш, мы новый мир построим…
Бедный китаец, несчастный индус
Смотрят с надеждой на наш союз,
Ведь от тайги до британских морей
Красная Армия всех сильней!

С 5 февраля 2013 года всех сильней станет Санкт-Петербургская таможня.

По Приказу № 2040 предполагается, что с 5 февраля 2013 года будут переподчинены Санкт-Петербургской таможне без изменения местонахождения и региона деятельности ЦЭД и три таможенных поста Вологодской таможни, ЦЭД и три таможенных поста Новгородской таможни и шесть таможенных постов Сыктывкарской таможни. Итого, 5 февраля Санкт-Петербургская таможня станет «всех сильней». Тут, правда, возникают два вопроса.

Атавизм СЗТУ

Вопрос первый. Если Санкт-Петербургская таможня покрывает своей зоной ответственности, минимум, пять субъектов Федерации, то зачем тогда необходимо Северо-западное таможенное управление? Может быть, А. Бельянинов именно сейчас тоже думает над этим непраздным вопросом о необходимости СЗТУ? Еще одна-две таких реорганизации, как по приказу №2040, то в зоне деятельности СЗТУ останется, максимум, три таможни. Так какая, скажите, тогда необходимость в региональном управлении? Может, проще «удалить» СЗТУ, как изжившее себя управленческое звено, атавизм, аппендикс? Решение данного вопроса - прерогатива руководителя ФТС. И, скорее всего, руководитель примет правильное решение, а может, уже и принял.

За семь вёрст киселя хлебать…

Вопрос второй. На территории Вологодской, Новгородской таможен и республики Коми есть много достаточно крупных российский предприятий, в той или иной степени связанных с импортом и экспортом, у которых существует годами выстроенная складская, транспортная, таможенная логистика, подобраны сотрудники для работы с таможней, сформированы отделы и службы… И тут, на тебе, такая радость! С февраля 2013 года весь функционал таможни будет в Санкт-Петербурге. Если сегодня, например, возникают вопросы по стоимости, по коду и, так далее, на Боровичском посту, то предприниматель (или его представитель) едет для согласования и бегания по отделам из Боровичи в Новгород, в таможню. Пусть сейчас и не близкая дорога, но после 5 февраля 2013 года, если возникнет вопрос уровня компетенции таможни, будьте любезны, добро пожаловать в Санкт-Петербург! В два раза дальше, чем до Новгорода, более 300 километров… Неужели бизнес ( мелкий, средний, крупный) в Новгородской, Вологодской областях и республики Коми не достоин того, чтобы спросили его мнения? Чтобы оценили его, бизнеса, возможные потери и издержки? Обсудили наименее рисковые и проблемные варианты? Ведь, в конце концов, таможенные органы в этих субъектах РФ обслуживают, в основном, местные компании. Ну не едут московские, и даже питерские импортеры, через Вологду и Сыктывкар. Законы логистики не позволяют такие «кренделя».

Или, по российской традиции, сначала ввяжемся, а там по ситуации видно будет? Печально, что четыре года экспериментов с открытием, закрытием и перемещением таможенных постов так и не привили руководству ФТС понимание того, что прежде чем что-то закрыть, открыть или переместить, неплохо было бы просчитать или хотя бы услышать мнение местного крупного бизнеса.

ПРОВЭД